Пять миллиардов с видом на Кремль — жена Чемезова ставит рекорды
Чиновники продолжают соревнование в дисциплине «самое дорогое жилье», и вперед вырывается новый лидер: Фонд борьбы с коррупцией обнаружил у жены гендиректора госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова шикарнейшие апартаменты почти на Красной площади. Их стоимость и размеры больше, чем у считавшихся ранее рекордными квартир глав «Роснефти» Игоря Сечина и «Газпрома» Алексея Миллера. Пытаясь понять, откуда у семьи Чемезова 5 млрд на суперэлитное жилье, Навальный анализирует хронически провальный, но поддерживаемый Кремлем бизнес супруги главы «Ростеха» Екатерины Игнатовой.
Ваши рекорды биты
Еще в конце января считалось, что самой роскошной квартирой среди российских чиновников владеет гендиректор «Газпрома» Алексей Миллер. Именно его квартира в Санкт-Петербурге оказалась на 167 квадратных метров больше московских апартаментов Игоря Сечина площадью 1229 м2. Правда, по стоимости жилья Миллер все же отстал от коллеги по нефтегазовой отрасли — чуть больше 1 млрд рублей против порядка 2 млрд рублей, по версии интернет-ресурса Baza.
Однако квартира Чемезова дала фору и миллеровским, и сечинским апартаментам по всем статьям. Она находится в здании на Манежной площади и ее окна выходят на Красную площадь, Кремль, Исторический музей и другие достопримечательности центра столицы.
Фото с сайта navalny.com
Как утверждает в своем расследовании глава ФБК Алексей Навальный, жилище Чемезова, расположенное на двух — 12-ом и 13-ом — этажах в гостинице Four Seasons Hotel, имеет суммарную площадь 1434 м2, которые, по подсчетам борцов с коррупцией, стоят не менее 5 млрд рублей.
ФБК вычислил стоимость квартиры, сравнив с объявлениями о продаже апартаментов в этом элитном доме. По подсчетам оппозиционеров, один квадратный метр там стоит порядка 3,5 млн рублей. «Пересчитали просто метраж. Но на самом деле мы еще поскромничали. Это все без отделки и даже без гаражей по пять миллионов рублей, которые у Чемезовых там, конечно же, тоже есть», — рассказывает Алексей Навальный.
Склад у Кремля
Однако, если смотреть декларацию Чемезова, то никакой огромной квартиры там не найдешь. Борцы с коррупцией нашли два нежилых помещения 723,2 м2 и 711,2 м2 в декларации его жены Екатерины Игнатовой. В этом и заключается, по мнению Навального, трюк и маскировка, поскольку нежилые помещения ассоциируются скорее с какими-нибудь складами, но никак не с элитной недвижимостью, тем более стоимостью в 5 млрд рублей.
Фото с сайта navalny.com
Вместе с тем еще в марте 2021 года СМИ писали о приобретении Екатериной Игнатовой в Four Seasons Hotel осенью 2015 двух квартир общей площадью 1 434,4 кв. м (723,2 м2 и 711,2 м2).
«Чем у нас занимается жена Чемезова? Она предприниматель. Где она предпринимает и зарабатывает? Правильно — в структурах «Ростеха», возглавляемого ее мужем», — утверждает Навальный.
Медаль за провал
, принадлежащая Екатерине Игнатовой, известна тем, что, появившись 15 лет назад, заявила об амбициях поставить на автомобили «Лада» автоматические коробки передач собственного производства. Первоначально продукцию от «Кате» ждали к 2006 году, потом к 2012 году, когда уже начали ставить на «Лады» японские коробки-автоматы, потом также были анонсы и обещания, которые к тому же сопровождались заключенными договорами и выделением земли и денег.
«На раскрутку и помощь «Кате» были брошены буквально все усилия — лоббистские, финансовые, какие угодно. АвтоВАЗ, судя по новостям, мечтал получать коробки от «Кате». Чемезов лично ходил на презентации, в Калининграде выделили землю под завод, ростеховский банк выдал кредит, но ничего, вообще ничего не произошло», — отмечает глава ФБК.
Несмотря на то, что Екатерина Игнатова полностью провалила бизнес, ее фирма осталась на плаву. И все, по мнению Алексея Навального, благодаря сверхлояльности, которую проявляет к семье давнего друга Владимира Путина высшее руководство Кремля. Это, в частности, выразилось в том, что именно «Кате» поступил заказ на создание коробки передач для президентского лимузина «Кортеж» и миллиард рублей в качестве предоплаты.
Поставленную задачу фирма жены Чемезова выполнила. И автомобиль с новой коробкой передач от «Кате» можно было увидеть на инаугурации Путина, который проехал на нем 500 метров. А вскорости Екатерину Игнатову медалью ордена за заслуги перед Отечеством 2 степени.
«Резюме. Ничего не получилось. Кроме квартиры за пять миллиардов и еще Бог знает какого количества денег на офшорных счетах. Это абсолютно российская история. Жена руководителя госкорпорации стала бизнесменшей. Непонятно, чем занимается, все провалилось, но зарабатывает она с мужем в разы больше, чем, скажем, глава Apple или Microsoft», — говорит Алексей Навальный.
Екатерина Игнатова: биография
Родилась будущая бизнес-леди в Москве осенью 1968 года. Она была очень смышленой и симпатичной девочкой, сначала ходила в детский садик, затем прекрасно училась в школе, питала особую любовь к иностранным языкам. И всем казалось, что после окончания 10 класса Екатерина Игнатова непременно поступит в один из столичных языковых вузов. Но так не случилось. В 1989 году девушка поступила в Институт инженеров ж/д транспорта, который в 1993-м был переименован в МГУПС (Московский госуниверситет путей сообщения). Именно это название и указано в ее дипломе.
Дочь Екатерины Игнатовой
Через 3 года партнершей Прохорова по бизнесу стала 23-летняя дочь Игнатовой Анастасия, в то время аспирантка МГИМО. Мать ей помогла приобрести 50 % акций. Однако дело было не очень прибыльным — всего 62 млн рублей за 3 года, а убыток составил 58 млн. Компания была ликвидирована в 2014 году. Но молодой бизнесвумен Анастасии Игнатовой медицинский бизнес пришелся по душе, и она сама основала собственную клинику «Росмед».
Супруг Игнатовой
Именно здесь, в Управлении, Екатерина Игнатова познакомилась с будущим мужем. Он состоял в браке и имел двух взрослых сыновей (старший всего лишь на 5 лет моложе Кати). Она же растила дочку. Там не менее между ними вспыхнула симпатия, и чтобы быть поближе к девушке, Сергей предложил Екатерине поработать в своей , которая занималась продажей оружия, затем она перебралась в «Рособоронэкспорт”, который также принадлежал бизнесмену. В 2004 году Сергей развелся с супругой Людмилой и женился на Екатерине. До того как оформить отношения, Екатерина родила Чемезову сына.
Бизнес
Последующие годы Екатерина Игнатова (фото смотрите в статье) стала активно развивать бизнес. И уже к 2013 году, согласно официальным данным, ее доход стал превышать доход мужа в 13 раз. Она занимается как фармацевтической, так и банковской деятельностью. Имеет множество бьюти-объектов. 13 % акций банка “Международный финансовый клуб” принадлежат именно ей. Чемезов также является акционером этого банка. С 2010-2012 гг. молодую бизнес-леди заинтересовал ресторанный бизнес. Ей принадлежал контрольный пакет акций «Рисонт-Холдинга» — компании, управляющей сетью ресторанов “Этаж”. Один из лучших столичных салонов красоты “Некст” также принадлежит супруге владельца компании “Ростех”.
Инвестиции в недвижимость
В 2015 году Екатерина Игнатова занялась перепродажей бизнес-парка «Техно Лофт». Он был открыт на территории комбината по производству обивки для автомобилей и картонной тары. Этот комбинат еще в 2007 году был поглощен , а в 2013 году был объявлен банкротом. В итоге на продажу были выставлены 1,3 га земли с 13 корпусами. Покупателем оказалась . О собственниках точных сведений нет, так как она зарегистрирована по очереди на несколько офшоров на Британских островах Виргинии. Вот именно у нее в 2015 году эту территорию и выкупила , принадлежащая Игнатовой еще с 2005 года. Она стала владелицей 99 % акций, а уже через месяц Игнатова перепродала «Р.Д.С. Менеджмент» некой Ильиной, владевшей всего лишь 1 % “Техно Лофта”. Какой была сумма сделки – нигде не указывается.
Ресторанные инвестиции
Об этом уже говорилось выше. В 2010 году Игнатова сделала еще одно крупное вложение – полностью приобрела «Рисонт Холдинг», в который входили 19 ресторанов бренда “Этаж”, клуб “Йэ”, ди-джей бар “Пикассо”, пиццерия “Дель Капо” , бар “Аквапарк”, Кондитерская-кафе “Эклер” и ресторан “Троя”. Прежними хозяевами были российские бизнесмены армянского происхождения Андраник Саргасян (директор “Тройки Диалог”), Гор Нахапетян (вице-президент бизнес-школы “Сколково”) и Анушаван Арзуманян. Через два года Екатерина поняла, что бизнес не приносит ей прибыли (эксперты говорили, что из-за неправильного менеджмента), и она перепродала акции одному из прежних владельцев — А. Саркисяну (раньше ему принадлежало 50 %). Тем не менее, согласно заявлению ее представителя, убыточным бизнес также не был.
Доходы
В 2009 году Екатерина была объявлена безработной, так как ушла с поста главы компании “Кате” (70 % акций), которая занималась производством автозапчастей и комплектующих. Это не сказалось на ее доходах. Впрочем, самым удачным, с точки зрения финансов, годом для нее был 2011-й. Тогда её годовой доход составил «всего лишь» 60 млн рублей, а в 2014-м он превысил цифру в 2 миллиарда. На вопрос журналистов о том, с чем связано увеличение дохода, Екатерина с гордостью ответила, что это заслуга грамотного управления вкладами и депозитами.
Личная жизнь: период юности
Что же делала Игнатова Екатерина Сергеевна до того, как поступить в институт? Ведь школу она окончила в 1985-м, а учиться пошла лишь через 4 года, после получения аттестата. Еще совсем юной девушкой она познакомилась с симпатичным парнем Михаилом, полюбила его и согласилась жить с ним в гражданском браке. В 1987 году у пары родилась дочь, которую назвали Анастасией, но в метрике записали фамилию не отца, а матери – Игнатова. Через какое-то время молодой отец решил, что поспешил с созданием семьи, и исчез из жизни Елены и Насти. Так что воспитание малышки легло на плечи юной матери, хорошо, что в этом ей стала помогать ее мать. Когда девочке было 2 годика, бабушка уговорила Екатерину Игнатову пойти учиться дальше, чтобы в дальнейшем можно было бы содержать и себя, и дочурку. Откуда тогда знала это добрая женщина, какой подарок ее дочери и внучке уготовила судьба? Что спустя 30 лет они будут не только очень богаты, но и знамениты.
Медицинские инвестиции
С Михаилом Прохоровым Е. Игнатова были партнерами не только в банковской сфере, но и в медицине. Вместе они решили основать клинику. Для супруги Чемезова это был новый вид бизнеса, тогда как у Прохорова еще с 2003 года был израильский мед, а в 2008-м он открыл представительство в России, назвав его лечебно-диагностическим «Креативмедцентром». Место для основания нового предприятия было выбрано очень удачно — территория ФГБУ «Поликлиника с больницей» Управления делами президента РФ.