Западные страны постоянно наносят удары со всех сторон по российскому суверенитету. Непрерывные атаки против России идут на политическом и дипломатическом полях, в экономической сфере. Наиболее острая борьба за мировоззрение людей идет на идеологическом и информационном поле. Однако и внутри самой России есть силы, которые с готовностью выступают против нашей страны, пропагандируя нетрадиционные ценности и пораженческие настроения. ФАН рассказывает о директоре либерального телеканала «Дождь»1Наталье Синдеевой, создавшей на деньги Запада эффективный инструмент антироссийской пропаганды.
Биография менеджера
Синдеева Наталья родилась в Тамбовской области в 1971 году. Она появилась на свет в небольшом городе Мичуринске. Ее родители были военными стоматологами. Поэтому им часто приходилось переезжать с места на место. Чтобы не возить с собой постоянно дочь по воинским частям, в трехлетнем возрасте ее отдали на воспитание бабушке и дедушке, которые и занимались ее формированием как личности на протяжении многих лет.
Еще в детстве Синдеева Наталья серьезно увлеклась спортом. Но были у нее увлечения, связанные с творчеством. Она занималась народными танцами, окончила балетную школу, играла на музыкальных инструментах.
После окончания средней школы поступила в Мичуринский государственный педагогический институт. Получила специальность учителя математики и начальных классов. На этом не остановила свое образование — в 2006 году окончила Стокгольмскую школу экономики в России, прослушав курс по развитию бизнеса.
Новый муж — новая жизнь
Уход к Винокурову оказался неожиданным для всех, в первую очередь для Асфари, который сделал Синдееву акционером весьма доходной радиостанции. Джамиль Асфари, по сути, оказался переходной ступенькой для нового проекта Синдеевой.
В 2006 году Синдеева окончила курс «Управление бизнесом» в Стокгольмской школе экономики в России (Stockholm School of Economics (SSE), для чего взяла годичный отпуск. Эта «школа экономики» пустила корни на постсоветском пространстве с 1997 года, имеет филиалы в Риге, Москве и Санкт-Петербурге известна подготовкой оппозиционных журналистов на всем постсоветском пространстве. Так, с 2009 года только рижское отделение «школы» подготовило несколько сотен «независимых» журналистов из России (Калининграда), Белоруссии, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии и бывших югославских республик. Через российское же отделение за 20 лет прошло свыше 2000 студентов из ведущих СМИ, частных компаний и даже государственных корпораций, таких как РЖД.
В исторической справке о создании SSE Russia сказано, что в основе лежала идея «развития капитализма с человеческим лицом на территории России». Первым российским слушателем Стокгольмской школы экономики стал топ-менеджмент печально известной компании ЮКОС (SSE Russia перевела для компании Михаила Ходорковского на русский язык программу обучения топ-менеджеров Executive MBA). Не исключено, что именно в тот период Синдееву ориентировали на создание нового телеканала.
В том же 2006 году Винокуров женится на Синдеевой и вскоре семейная пара приступила к созданию своего телевизионного проекта. Идея стать медиамагнатом настолько захватила Винокурова, что весной 2008 года банкир переоформляет на себя активы ПИФ «КИТ Фортис — Фонд ипотеки». По состоянию на апрель того года стоимость фонда превышала 1,035 млрд рублей, то есть немногим более 30 млн долларов. Но и этого отчаянно не хватало на запуск такого недешевого удовольствия, как собственный телеканал.
И тут очень удачно для семейства Винокурова-Синдеевой грянул финансовый кризис 2008 года. В сентябре «КИТ Финанс» не смог выполнить обязательства по сделкам РЕПО и оказался в глубочайшей долговой яме, грозящей ему банкротством. Однако каким-то невероятным образом банкир смог очень удачно обернуть на пользу себе и своей любимой супруге то, что для многих из его коллег по бизнесу стало фатальной катастрофой.
wikipedia.org / Birulik
Заслуга третьего мужа Синдеевой заключалась совсем не в том, что он смог спасти банк и деньги его вкладчиков. Как настоящий экономист либеральной школы он сумел заткнуть собственноручно сделанную финансовую дыру в бюджете банка за казенный счет и «перевесить» все долговые обязательства перед вкладчиками на шею государства. И снова ему очень пригодились старые дружеские связи — не только в «Алросе» и РЖД, но и в Минфине. На спасение и санацию частного банка «КИТ Финанс», задолжавшего контрагентам, министр финансов Алексей Кудрин выписал за счет государства 135 млрд руб. — более 4,3 млрд долларов.
На тот момент санация потопленного Винокуровым банка стала самой дорогой в истории отечественной банковской системы. По мнению многих аналитиков, просто выплатить компенсации вкладчикам обошлось бы на порядок дешевле, а одной из наиболее вероятных причин, по которой «КИТ Финанс» оказался в столь плачевном состоянии, стала фальсификация отчетности его экс-владелецем.
«Разве правильно, что банк становится банкротом, а Винокуров уходит из него миллиардером, — возмущался тогда депутат Госдумы Сергей Неверов. — Если в 2007 году состояние банкира оценивалось в 280 млн долларов, то по итогам 2008 года — уже в 1,3 млрд долларов. И после ухода из банка он начинает финансировать издания».
Переезд в Москву
В 1992 году, едва получив высшее образование, Синдеева Наталья перебралась в Москву. В то непростое время, сразу после развала Советского Союза, устроиться на престижную и высокооплачиваемую работу было непросто, поэтому Наталья попробовала себя в самых разных профессиях.
Она работала в итальянской фирме по продаже одежды, руководила проектом ночного шоу на воде в столичном бассейне «Чайка», трудилась промоутером на всевозможных выставках. Именно на этой должности она познакомилась с продюсером Павлом Ващекиным. Эта встреча стала во многом определяющей в ее жизни. Синдеева Наталья, биография которой тесно связана с журналистикой, с тех пор погрузилась в эту сферу деятельности.
Синдеева сначала стала его помощником. Эта работа помогла ей наладить контакты с фигурами, которые совсем скоро стали ключевыми на отечественном медиарынке. Это Сергей Кожевников, создавший «Российскую медиагруппу», Михаил Козырев, построивший карьеру на «Нашем радио», шоумен и телеведущий Отар Кушанашвили.
С 1993 года работает на телеканале «2х2». За короткий период прошла путь от простого секретаря до продюсера программы «Тысяча и одна ночь». Наталья Синдеева, биография, национальность которой интересуют многих ее поклонников, с тех пор все время работала в медиасфере. Национальность ее, кстати, официально русская. Многие исследователи усматривают еврейское происхождение.
Мужья Синдеевой
Именно на телеканале «2х2» Наталья познакомилась со своим первым мужем. Им стал Дмитрий Савицкий. Совсем скоро молодожены основали собственную радиостанцию в FM-диапазоне. Она называлась «Серебряный дождь».
Первый ее брак продлился недолго. На радиостанции она встретила свою новую любовь — отечественного бизнесмена, владеющего ресторанным бизнесом, Джамиля Асфари. Вскоре они поженились. В 2002 году у них появился ребенок. Сын Лука.
Правда, когда Луке было всего три года, Наталья Синдеева, личная жизнь которой всегда была на виду, рассталась с отцом мальчика. В то время элитная медиатусовка часто собиралась на матчах лондонского «Челси», права на который приобрел русский бизнесмен Роман Абрамович. Для многих посещение футбола стало сродни выходу в свет. Месту, где можно завести новые полезные знакомства. Именно так сложилась и судьба героини нашей статьи. На игре встретила своего нового избранника Наталья Синдеева. Муж был не против расставания, так как в их отношениях появилась холодность и разобщенность. Новым избранником стал банкир Александр Винокуров. В 2005 году он возглавлял инвестиционный банк под названием «КИТ финанс».
Уже в 2006 за него вышла замуж Наталья Синдеева. Биография, личная жизнь ее снова начались с чистого листа. Через три года у них появилась дочь.
Работа на «Серебряном дожде»
Но вернемся к профессиональной карьере, которую строила Наталья Синдеева. Биография, национальность медиаменеджера были благоприятны, поэтому перед ней были открыты многие дороги. Она решила основать собственную радиостанцию.
Первый эфир «Серебряного дождя» состоялся в 1995 году. Синдеева заняла пост генерального продюсера, а ее первый муж стал генеральным директором.
К работе на новой и молодой радиостанции удалось привлечь большое количество талантливых и перспективных журналистов. Более того, «Серебряный дождь» стал одной из первых радиостанций в России, которые начали активно продвигать интернет-вещание.
В 2004 году труды перспективного коллектива были оценены по достоинству. Получила награду Синдеева Наталья Владимировна. Национальность ее в то время нисколько не интересовала членов жюри всероссийского конкурса «Медиа-менеджер России». Синдеева победила в номинации «Радио». Жюри конкурса оценило ее вклад при организации внеэфирных промоакций радиостанции, нестандартный и инновационный подход к ним.
В 2002 году Синдеева стала коммерческим директором радиостанции, сохранив при этом пост генерального продюсера. При этом она до сих владеет частью акций компании, которые приносят регулярный доход.
Наталья Синдеева о том, как придумала себе мужа и пришла к осознанному потреблению
В апреле телеканал «Дождь» отметил семилетие. За эти годы многое изменилось, в том числе и в жизни его генерального директора. В откровенном интервью Ксении Соколовой Синдеева рассказала о прошлом и помечтала о будущем — профессиональном и личном.
— Наташа, с тобой в интервью принято обсуждать политику. Предлагаю — в нарушение традиций — оставить политику. На днях, 26 апреля, исполнилось семь лет «Дождю», но я знаю, что для тебя это вообще особенный день…
— Есть две даты в конце апреля — два дня, в которые произошли совершенно невероятные события в моей жизни. 26 апреля, 11 лет назад, я вышла замуж за Сашу Винокурова. В тот день радио «Серебряный дождь», где я тогда работала, проводило традиционную церемонию «Серебряная калоша». До сих пор муж спрашивает: «Почему каждый год, когда у нас годовщина свадьбы, у тебя обязательно что-то происходит?!» Я отвечаю: «Сань, ты же помнишь, как ты женился на мне? Тогда было то же самое!» У меня вечером была «Калоша», а с утра мы с ним побежали в загс. Причем я — в спортивном костюме, так как потом мне надо было на репетицию. Винокуров подарил мне впечатляющее кольцо Graff, которое я благополучно потом потеряла, мы расписались, и я помчалась на репетицию. До вечера я никому ни о чем не сказала, дотянула до самого последнего момента, хотя саму так и распирало рассказать, что вышла замуж. Но у меня кольцо было такого размера, что обращало на себя внимание. В общем, все догадались, и когда Саша приехал на «Калошу», его стали поздравлять. Это было 26 апреля. Несколько лет спустя, 27 апреля, состоялся официальный запуск телеканала «Дождь». И годом раньше в этот же день родилась наша дочь Шурка! 27 апреля 2017 года «Дождю» исполнилось семь лет — разночтение!— а Шурке — восемь. Понимаешь?! Апрель просто невероятный месяц для меня, для всех нас.
— Я тебя поздравляю со всеми твоими праздниками. Признаюсь: меня восхищает ваша с мужем история. Я знаю, что Александр потратил в буквальном смысле все состояние, чтобы поддержать твои проекты, прежде всего «Дождь» …
— Да, это так. Мой муж фактически все, что у него было, вложил в то, что я затеяла.
— Теперь, спустя несколько лет, как ты оцениваешь его поступок? Возможно, ему стоило отговорить тебя, поступить более практично и разумно?
— Знаешь, есть старый анекдот: если мужчина женится на умной женщине, она поможет ему стать миллиардером. Если женится на какой-нибудь дуре, она превратит его в миллионера — из миллиардера. Увы, с высоты лет приходится констатировать, что я и есть та дура из анекдота. А если серьезно, то мне с мужем абсолютно невероятно, фантастически повезло. Мне как-то психолог Юлия Гиппенрейтер сказала: «Знаете, Наташа, вам встретился человек, которого вы должны бережно хранить, держать на ладони, как нежную птичку, и радоваться каждый день, тому, что вы друг друга нашли, потому что такие встречи не многим даны».
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ
— Как ты думаешь, почему тебе было дано?
— Я Сашу сама себе придумала. К моменту нашей встречи у меня был жизненный опыт, достаточно богатый…
— Кстати, про опыт. Признаюсь, что ты была кумиром моей юности. Я впервые увидела тебя беременную, на костылях, после аварии, когда ты врезалась в кого-то на «Гелендвагене». Я тогда восхитилась и подумала: вот это крутая женщина!..
— За комплимент мерси. У меня жизнь складывалась интересно, местами сложно. Была любовь, отличная работа, родился прекрасный сын, но до встречи со своим нынешним мужем я не чувствовала себя королевой в отношениях. И в один прекрасный момент — очень хорошо его помню! — я себе нарисовала образ: хочу красивого, умного, богатого, чтобы меня любил, чтобы принимал любой, чтобы носил на руках, дарил цветы, подарки. Знаешь, при всей моей внешней успешности, я вдруг поняла, что у меня нет вот такого простого женского счастья и что я его очень сильно хочу! И придумала образ принца — вплоть до внешнего облика. Вскоре я прилетела в Лондон на экономический форум. Там, издалека, впервые увидела Сашу в ложе, на стадионе. Не понимаю даже, почему я обратила на него внимание — внешне совершенно не мой типаж. Тем не менее он мне сразу очень понравился. Я не знала, кто он, но, впервые увидев, уже подумала: моя судьба. Потом спросила Олега Тинькова, кто этот парень, и попросила познакомить. Сама от себя не ожидала такой прыти. Потом мы разъехались. Вечером на форуме была большая вечеринка. Помню, что пришла и стала искать глазами того парня. А его нет и нет! И начало портиться мое прекрасное настроение, я подумала: «Как жаль!» И тут вдруг я его увидела издалека, залезла на высокий подиум, чтобы уж точно не упустить. И не упустила! Мы танцевали, потом пошли гулять по Лондону — и вдруг я поняла: это он, мужчина, о котором я мечтала. Хотя представился он мне только на следующий день, я посмотрела на визитку… Думаю: ничего себе, он еще и директор банка!
— То есть высшие силы заказ выполнили?
— От и до. Я тогда очень по-женски подумала: ага, еще и директор банка, то есть зарабатывает прилично, может, еще и подарки будет дарить? Потом я вернулась в Москву. У меня была куча работы, своя жизнь, история в Лондоне казалась приятным приключением. Но Саша не отпускал ситуацию. Он мне три раза предложение делал. Три раза я соглашалась, но… передумывала.
— У тебя тогда были другие отношения?
— Да, постоянные отношения с другим мужчиной, и у нас был сложный период. Но я все равно не могла принять окончательное решение, потому что у нас был сын и когда-то была любовь. В общем, я не готова была к таким резким шагам. Поэтому я несколько раз отступала. И однажды все-таки решила остаться в тех, старых отношениях. Но выдержала я недолго. В апреле мне позвонил Саша, пригласил на обед. Мы обедали в Bocconcino, вдруг он достал кольца и сказал: «Если ты мне сейчас опять скажешь “да” и передумаешь, то все, больше меня не увидишь». А я меряю кольцо, и оно мне маловато. Тогда он достает из другого кармана вторую пару колец. То есть мужчина купил два комплекта колец, потому что не знал точного размера. Понимаешь?! Я надела кольцо из второй пары, и оно подошло идеально. Потом позвонила любимой тетке с радостной вестью, а она говорит: «Сейчас же идет Страстная неделя, а значит жениться нельзя». И я сказала Винокурову: «Саня, нельзя жениться на Страстной неделе, потом будет Красная Горка, вот тогда и надо жениться». И вот наступило 26 апреля, когда мы проводили «Серебряную калошу»… Дальше я уже рассказывала.
Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ
— Сбылось ли намечтанное?
— Абсолютно. Мой муж поставил меня на пьедестал, я с ним стала королевой, обрела полную уверенность в себе как женщина, как человек, который чего-то стоит, что-то может. Хотя вроде и до этого я была уверенной, но не вполне. С Сашей я перестала бороться, обрела то счастье, о котором мечтала. Он дарил мне подарки, устраивал сюрпризы, его полюбили все мои друзья, моя семья. Саша сделал меня счастливой, и так продолжается уже 11 лет. Хотя, конечно, у нас бывают очень тяжелые ситуации, и мы устаем друг от друга, ругаемся. Но знаешь, старость я хотела бы встретить только с ним. Я себя в старости представляю с ним.
— Говорят, если с кем-то хочешь провести старость — это лучшее доказательство любви. Но давай вернемся к моему вопросу: если бы твой муж не потратил все деньги на твой проект — канал «Дождь» и другие медиа — ваша старость могла бы быть более обеспеченной. Не жалеешь о том, что вообще затеяла все это?
— Действительно, мой муж меня не только королевишной сделал, но еще и поверил в будущее моих проектов, поддержал меня, а когда у меня закончились собственные деньги, стал мои проекты финансировать. Потом, когда кончились и его деньги, мы продали дом, квартиру. И это было его решение.
— Чтобы принять такое решение, мужчине нужна исключительная смелость. Особенно в нашей стране, далекой от стабильности.
— Смелость нужна. Но еще нужна мудрость. Мне кажется, мой муж не секунды не жалеет о своем поступке. Конечно, наша материальная ситуация изменилась, мы живем совсем не так, как раньше. Выяснилось, что в нашей жизни было очень много лишнего, от которого мы довольно легко отказались. Мы пересмотрели свое отношение к потреблению и, видимо, повзрослели.
— Эти возможности даром никому не даются.
— Согласна. Мы сейчас обсуждаем тему потребления, так как этот вопрос уже больше мировоззренческий. От чего можно отказаться, от чего — нет. Я, например, не готова отказаться от хорошей машины, я хочу жить в симпатичной квартире, люблю хорошую одежду. Есть набор необходимых вещей, которые для меня важны. Но мне не нужно три машины, как это было раньше, я сокращаю свой гардероб, Мы летаем экономклассом. Если есть возможность, я, конечно, полечу «бизнесом», но и в экономе не страдаю, как и Саша. Видимо, это процесс расстановки приоритетов. И это органично для ситуации здесь и сейчас, все же контекст сильно изменился, прошли тучные времена, шиковать становится неприличным. Саша в смысле разумного потребления чуть больше меня продвинулся. Он практически отказался от машины, ездит на такси, гуляет пешком по городу. Я смотрю на него и понимаю, что это обретение еще одного уровня свободы. Стараюсь cледовать за мужем — и мне комфортно. Только иногда мне кажется, что я не смогла сделать Сашу таким же счастливым, как он меня…
Генеральный директор телеканала «Дождь. Optimistic Channel» Наталья Синдеева и учредитель теле Александр Винокуров
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
— Думаю, он бы с тобой не согласился.
— Мне кажется, что он недополучает того тепла, которое есть у меня внутри. Что я не такая чуткая, как он. Правда заключается в том, что я не представляю без Саши свою жизнь, даже когда мы ругаемся, даже когда мне кажется, что я все могу сама, одна. А иной раз пытаюсь всерьез представить, что я без него. И нет, не получается. Мы же 11 лет практически не расстаемся! Я меньше стала общаться с подругами, друзьями. Раньше могла с подружкой уехать в Париж на уик-энд, а сейчас не хочу. Потому что Саша для меня это все — и друг, и подружка, и любовник, и муж. И конечно, отец моего ребенка.
— У вас теперь еще и общее дело. Твой муж не только инвестирует, но и руководит вашими медиапроектами.
— Да, всеми, кроме «Дождя». «Дождем» управлять вдвоем невозможно.
— Почему?
— Это как две хозяйки на кухне. У меня собственный стиль руководства. Зато Саша стратегически правильно многие вещи видит, которые я не замечаю. И когда я тону в текучке, он меня может оттуда выдернуть, указать на что-то реально важное. Я могу иногда не сразу отреагировать, но проходит время, и я понимаю: это было правильно! Многие стратегические решения по «Дождю» предложил Саша.
— Каким ты видишь ваше идеальное будущее — профессиональное и личное? Связываешь ли ты это будущее с Россией?
— Мы хотим жить в России. Мы будем работать, делать то, чему уже посвятили семь лет жизни, и я уверена, что будем отмечать и десять, и 20 лет. «Серебряному Дождю» в 2017-м 22 года! Я не могла даже представить, когда мы это радио придумали, что его ждет такое будущее. Но сейчас, уже имея этот опыт, я верю в «Дождь».
— Несколько раз ты хотела продать «Дождь». А сейчас продала бы?
— Нет. Не хотела, но рассматривала стратегического партнера для развития. Мы научились себя кормить, уже два года себя окупаем, и это очень круто. А вот чтобы развиваться и делать новые проекты, форматы, поменять техническую базу, нам не хватает денег. Например, я хочу запустить собственные сериалы. Недорогие, но собственные. Есть еще ряд идей. С деньгами, конечно, сложно. Но, с другой стороны, «Дождь» приносит невероятный кайф, я понимаю, что мы делаем что-то очень нужное, и я уже не могу от этого отказаться. Поэтому я с удовольствием буду дальше развивать канал
Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ
— А как развивается медицинский бизнес твоего мужа, сеть клиник «Чайка»?
— Хорошо развивается, и, как любой бизнес, требует большого эмоционального и интеллектуального вовлечения Саши. И это тоже не просто бизнес. Это попытка сделать более цивилизованной медицину в нашей стране, сделать качественный медицинский сервис. И подобно тому, как мне важен «Дождь» и весь связанный с ним драйв, моему мужу важно, что он помогает лечить людей, а не просто делает деньги из денег.
— Чуть отойдем от бизнеса. Ты сказала, что ты — авторитарный руководитель. Считается, что это качество мешает женщине в семье.
— Конечно, мешает, но в семье я совершенно не авторитарна. Я скорее эгоцентрик. Не эгоист, а именно эгоцентрик. На работе — так же: я вроде делегирую, отпускаю, но в итоге мне все равно надо находиться в центре всех важных процессов. Конечно, этот склад моего характера сильно отражается на близких, на семье. Я прихожу домой, и мне нужно, чтобы и тут все вращалось вокруг меня. Саша на меня за это обижается. Говорит: «Ты не на работе сейчас, что ты всех строишь?!» Но у меня подрастает конкурент. Моей дочери восемь лет, и она покруче меня будет продюсер. Она уже третий год свой день рождения сама планирует и на любую мою попытку что-то изменить заявляет: «Нет, мама, я уже все придумала». И главное, ничего не забывает! Саша говорит: был у меня один продюсер в семье, а теперь и второй вырос. В общем, мужчинам нашим иногда бывает сложно. Зато мы их обожаем.
— На днях студенты факультета журналистики задали мне вопрос: «Насколько существен в моей профессии гендерный фактор?» Иными словами, испытывала ли я трудности в карьере из-за того, что я женщина? А как с этим обстоит у продюсеров?
— Я считаю, что нет такого понятия — «гендерный фактор». Возможно, мне так кажется, потому что последние 22 года я не работала на кого-то, у меня не было начальников. Полагаю, вопрос не в гендере, а в характере. Успешную карьеру формирует характер, воспитание, темперамент. Это влияет. Лично я с трудностями, обусловленными гендером, не сталкивалась никогда. И даже наоборот! Некоторые вопросы мне легче решать, поскольку я женщина. У меня более гибкий подход, тогда как мужчины прямолинейны, упрямы, и в этом бывает проблема. А в женщине очень сильно развито материнское желание защитить, неважно кого и что — актив, бизнес, проект.
— Как ты считаешь, женщине, счастливой в любви и браке, легче делать карьеру? Или же одинокие успешнее, так как сублимируют в работе нерастраченную энергию?
— Трудно сказать, но, наверное, все же важна гармония. Когда ты сублимируешь все в работу, возникает внутренний дисбаланс. К тому же поддержка близких — вещь, в работе совершенно необходимая. Во всяком случае, лично мне.
—Что в день рождения канала ты пожелаешь «Дождю»? А в день свадьбы и рождения дочки — что пожелаешь себе, маленькому продюсеру и ее папе?
Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ
— Мужу я хочу пожелать, чтобы он продолжал меня принимать, любить, несмотря ни на что, и никогда не снимал с пьедестала. Себе пожелаю не сходить с этого пьедестала, оставаться в гармонии, в которой нахожусь, и мужественно преодолевать кризисы. А маленькому продюсеру хочу пожелать, чтобы девочка моя была счастлива. Это самое главное. Я сама — счастливый человек, и в течение многих лет в моей жизни все складывалось, как я мечтала. Очень хочу, чтобы у дочки было такое же счастье. «Дождю» хочу пожелать долгих лет. И много подписчиков!
— Сколько? Мечтать надо конкретно — уж ты-то знаешь.
— Хочу 300 тысяч, но понимаю, что это нереальная мечта пока. Так что мечтаю про 100 тысяч. А, ладно, пусть будет 150!
Основание «Дождя»
В 2007 году Наталья Синдеева, фото которой часто попадало на страницы печатных СМИ, начинает развивать новый проект — медиахолдинг «Дождь». В него входят сразу несколько средств массовой информации — это одноименный телеканал, который с недавнего времени вещает исключительно в интернете. Также это журнал «Большой город», интернет-издание «Республика».
Наталья Синдеева, Александр Винокуров находятся в руководстве компании. Новый муж героини нашей статьи также и инвестор проекта. При том, что с юридической точки зрения «Слоном» и «Большим городом» единолично владеет Наталья Синдеева. «Дождь» находится в руках акционеров.
Доходы и расходы
Сколько вложено в этот проект, неизвестно. Есть только информация, что на развитие одного телеканала уже потрачено почти 40 миллионов долларов.
При этом суммарную выручку еще несколько лет назад оценивали почти в полмиллиарда рублей. Информации о доходах в последние год-два в открытых источниках нет. Стоит сказать, что полмиллиарда — это выручка всего медиахолдинга. Телеканал принес проекту почти 70% прибыли, около 20% портал «Слон», остальное приходится на «Большой город».
«Для нас это путь к смерти» Интервью с генеральным директором и владельцем телеканала «Дождь»
3 февраля оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» объявил о разрыве соглашения с телеканалом «Дождь», которому «Триколор» предоставлял до половины аудитории. Еще раньше от распространения канала отказались несколько других крупных операторов кабельного ТВ, и в результате канал потерял 85 процентов технического охвата. При этом если одни операторы объясняют свои действия деловыми соображениями, то другие уже не скрывают, что отключение «Дождя» связано с вопросом про блокадный Ленинград, который прозвучал в эфире канала 26 января. «Лента.ру» поговорила с генеральным директором «Дождя» Наталией Синдеевой и инвестором Александром Винокуровым о том, сможет ли канал выжить в условиях операторского бойкота.
Руководство с самого начала заявило, что против «Дождя» ведется политическая кампания, и операторы получили приказ отключить канал под любым предлогом. В разговоре с «Лентой.ру» Винокуров и Синдеева признали, что без распространения в кабельных и спутниковых сетях телеканал долго существовать не сможет. Руководители «Дождя» подтвердили, что никаких деловых оснований для отключения канала не было, поэтому и пытаться договориться с операторами с позиций бизнеса — бессмысленно. При этом руководство канала надеется, что здравый смысл возобладает и «Дождь» на тех или иных условиях вернется к деловым отношениям с операторами.
«Лента.ру»: Что означает для вас решение «Триколор-ТВ» отключить «Дождь»?
Наталия Синдеева:
Решение «Триколора» для нас — это путь к смерти. Мы теряем на уходе из его сетей огромную часть аудитории. Без учета «Триколора» мы теряли 35 процентов технического охвата, сейчас наши потери возросли до 85. Конечно, мы не закроемся уже завтра, но если мы не вернемся к кабельным операторам и не вернем все рекламные бюджеты, телеканал существовать не будет.
Александр Винокуров:
У нас остается порядка двухсот мелких операторов по всей стране, в том числе и в Москве. Я всем рассказываю, что у нас дома два оператора пока не отключили.
Н.С.:
Я уже боюсь их имена называть, чтобы не навлечь чего-нибудь.
Есть ли какой-то план спасения «Дождя»?
А.В.:
У нас нет пока четкой стратегии. Мы не можем быть телевидением без возможности показывать свой сигнал по телевизору. Телевидение живет за счет большой рекламы и продажи контента через операторов. Можно делать сайт с видео, но это другая стратегия, другие виды доходов и расходов.
Потери рекламодателей уже сказываются?
Н.С.:
Конечно. Рекламодатели ведут себя очень достойно, подтверждают свою любовь и поддержку, но все февральские бюджеты уже откладываются. Рекламодатели, которым важна целевая аудитория, продолжили размещаться, но есть рекламодатели, для которых важен достаточно серьезный охват. Они извинились, но отложили этот бюджет до разрешения этой истории.
И что вы делаете? Урезаете расходы?
Н.С.:
Пока не успели, поскольку слишком много новостей каждый день, но мы совещаемся с ребятами, и они сами приходят с какими-то предложениями, как нам сократить расходы.
А.В.:
Если мы не вернемся в кабель, нам придется урезать расходы.
Н.С.:
Пока мы этого не делаем, ибо надеемся, что здравый смысл восторжествует.
Сколько может прожить «Дождь» без операторов? Месяц? Два?
А.В.:
Мы не скажем из бизнес-соображений. Но мы рассчитываем, на самом деле, вернуться к операторам. Мы остаемся в рамках бизнес-традиций. Если бы мы были общественным телевидением, то могли бы раскрыть. Для нас эти показатели являются важными с точки зрения бизнеса, они могут повлиять на конкурентные действия и решения. Кроме того, мы не хотим породить какую-то новую волну обсуждения.
Н.С.:
Мы сейчас улучшаем работу наших серверов, потому что увеличился поток в интернете, и находим альтернативные пути. Нам звонят многие зрители, говорят, что подключаются к «Дождю» через телевизионные приставки. Есть очень много приставок: Smart TV, Дюна, Картина-ТВ, Apple TV, Google TV, — в которых надо просто выпустить свое приложение. Мы не собирались это делать так быстро, это была планомерная работа, но сейчас все эти процессы активизируются. Через три-четыре месяца это может стать внушительной абонентской базой.
Вы ведете с операторами кабельных сетей какие-то переговоры?
Н.С.:
Пока все они бессмысленны. Нет предмета для переговоров, потому что бизнес-оснований для отключения не было.
А.В.:
Пока никакого обсуждения нет. Даже непонятно, с чего начать разговор. Мне кажется, все должно успокоиться и все то, что происходит — проверки прокуратур, суды — все это должно закончиться. После этого можно будет перейти к содержательным переговорам. Четких идей, когда и как это произойдет, нет, но мы рассчитываем, что здравый смысл возобладает и мы вернемся к деловым отношениям. Если не со всеми операторами, с которыми у нас были заключены договоры, то с большинством из них.
Вы обсуждали с вице-президентом Ассоциации кабельного вещания Михаилом Силиным, что, возможно, вы даже готовы предложить операторам бесплатное включение «Дождя» в пакеты.
Н.С.:
Мы рассматриваем такой вариант. Если это будет решающим аргументом для операторов и завтра они нас все [с таким условием] включат, то мы готовы на это пойти.
А.В.:
По крайней мере, временно. Мы не готовы отказаться от стратегии быть платным новостным кабельным и спутниковым телеканалом, но в силу обстоятельств, возможно, временно придем к такому решению. У нашего телеканала довольно много друзей и зрителей, и многие звонили и предлагали ту или иную помощь. И , если честно, мы рассчитываем, что наши друзья, те кто любит канал, те кто понимает, что его существование важно, смогут нам помочь.
Уже после того, как было записано это интервью, Александр Винокуров предложил операторам кабельного телевидения бесплатное распространение продукции канала — прим. «Ленты.ру»
.
На частных инвесторов вы сейчас не рассчитываете?
А.В.:
Мы всегда рассчитываем на частных инвесторов. Но, на мой взгляд, они сейчас должны просто закрыть глаза и на нас, и на инвестиции в медиабизнес в России. Я не верю, что сейчас есть какой-нибудь частный инвестор, который в здравом уме захочет в нас вложить деньги.
Н.С.:
А меценатство — это не про нас.
Пикет в поддержку «Дождя» у здания Ассоциации кабельного телевидения России
Фото: Петр Кассин / «Коммерсантъ»
С того момента, как вас начали отключать в кабельных сетях, очень много людей стали оформлять подписку — есть ли какие-то цифры по росту аудитории и подписчиков?
Н.С.:
У нас очень выросла посещаемость сайта за эти дни, подписка, раскупили почти весь интернет-магазин, но мы не называем цифры.
Как менялись ваши решения, что делать, в течение всей этой недели, пока продолжался скандал?
Н.С.:
Смотрите, как развивались события. Вопрос, можно ли было сохранить человеческие жизни [ценой сдачи Ленинграда немцам], прозвучал внутри программы «Дилетанты» — это совместный проект «Дождя», журнала «Дилетант» и «Эха Москвы». Тема программы, как правило, это тема журнала. То есть если в журнале выходит тема «Блокада Ленинграда», то она берется в программу. Этот вопрос был задан в процессе программы, озвучил его Виктор Ерофеев, а редактор сайта и соцсетей сформулировал его для зрителей. Шеф-редактор сайта Илья Клишин, увидев этот вопрос у нас на сайте через десять минут, понял, что формулировка некорректная, и тут же снял вопрос и принес извинения зрителям — в твиттере и на сайте.
Мы были уверены, что вопрос исчерпан, потому что параллельно с этим эту тему обсуждали в других СМИ. Дальше произошло выступление Припачкина с обращением к операторам срочно отключить телеканал «Дождь» по этическим и цензурным соображениям, и в этот момент началось повальное отключение операторами без каких-либо предупреждений.
Позже я принесла извинения зрителям. У тех, кто видел программу и понимал контекст, этот вопрос не вызвал проблемы. Он был некорректен вне контекста, это правда, но мы считали, что проблема исчерпана, потому что мы извинились и сразу его сняли. У нас есть сотрудники, которых тоже оскорбил этот опрос. Люди из Санкт-Петербурга мне объясняли, что для питерцев, даже не блокадников, это очень болезненная тема и в ней каждое слово надо взвешивать. Сейчас мы получаем много писем от блокадников, их детей, которые видели программу и считают, что вопрос поднят правильно.
Потом же, когда стали приходить сигналы, что операторам поступают звонки, что под любым предлогом они должны выключить «Дождь», стало понятно, что злополучный вопрос здесь вообще ни при чем.
Когда вам стало понятно, что это политическое решение, попробовали ли вы пойти куда-то, решить эти вопросы в частном порядке?
Н.С.:
Никуда я не пошла пока. Конечно, мне много людей позвонило со словами поддержки. У меня есть подтверждение в виде кулуарных разговоров, что это целенаправленная кампания. И даже сомнений нет.
Леонид Бершидский писал, что в ситуации, когда твой противник может отключить тебя от аудитории, есть только два выхода: либо война, либо капитуляция, а вот извиняться и полемизировать — это проигрышный вариант. Вам не кажется, что вам следовало поступить как-то по-другому?
А.В.:
Нет, ничего бы не помогло. Даже если б уволили половину канала, ничего бы не произошло.
Н.С.:
Даже если б я извинилась через пять минут и положила голову на плаху. Если бы это была идеологическая и этическая проблема, тогда эти репрессии должны были применяться ко всем СМИ, где это обсуждалось.
А.В.:
Мы занимаемся бизнесом. И в бизнесе слов «война» и «капитуляция» не бывает. У нас нет борьбы, у нас есть некое состязание за то, чтобы делать наше дело дальше. Где вы видели воюющий бизнес? Если только мы не говорим про бандитов. В бизнесе не бывает войны, а бывает конкуренция. Мы хотим остаться в состоянии здравого смысла.
Будете ли вы пересматривать свою стратегию поведения в соцсетях, если такая ошибка произошла именно по вине SMM-редакторов?
А.В.:
Нет, у нас нет SMM-стратегии. У вашего издания есть стратегия в SMM?
Есть.
А.В.:
Правильно, и с точки зрения способа найти себе приключения она гораздо более опасная, чем у нас. У «Ленты» абсолютно шикарный твиттер, и вас можно судить три раза в день за высказывания. Но никто не судит, и слава богу. Нам же соцсети нужны только для того, чтобы продвигать наши материалы.
Н.С.:
Конечно, мы провели работу со всеми редакторами. Это же была ошибка и глупость редактора, что там говорить. Мы извинялись не за то, что подняли этот вопрос, потому что такие вопросы правильно задавать и правильно это обсуждать. Но за то, что вопрос был некорректно сформулирован. За это мы не стали никого наказывать. Мы со всеми поговорили, разобрались, сказали: внимательнее на будущее.
Вы упомянули «Дилетант» и Виталия Дымарского, который заявил, что редакция его журнала не несет ответственности за материалы в других СМИ. Откуда такая странная реакция?
Н.С.:
Спросите у Дымарского. Программу «Дилетанты» мы временно приостанавливаем по согласованию с ними. Пока она будет выходить на «Эхе Москвы».
Аппаратная телеканала «Дождь»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Если мы отвлечемся от разговоров о политике и о том, почему это нужно операторам, то все-таки опрос вызвал большой скандал и в обществе тоже. С чем это связано, на ваш взгляд, и какова ваша позиция как канала?
А.В.:
У телеканала «Дождь», если мы говорим про бизнес, нет по этому поводу никакой официальной позиции. С моей точки зрения, все было сделано в рамках закона. Авторы программы поставили вопрос, подготовили тему для обсуждения, обсудили. Шеф-редактор сайта принял решение в рамках своей компетенции и снял опрос. Вы же не думаете, что мы тут собирали штаб, думали, как нанести удар. Я вообще не знал заранее о теме программы.
Самой неожиданной для всех была, наверное, колонка Андрея Норкина.
Н.С.:
Я считаю, что он имел право на свою позицию. Та критика, которая на него обрушилась, она, с одной стороны, эмоционально понятна, потому что журналистское сообщество считает, что это удар в спину. Но я считаю, что если мы хотим жить в свободной демократической стране, то мнения в ней могут быть разные. И он имеет право на такое мнение. Он же не призывал к закрытию «Дождя».
Этот ужасный для нас скандал спровоцировал людей глубоко обсуждать эту тему, читать книжки, вспоминать. Я вот сегодня попросила водителя купить мне книги про блокаду — Гранина, Берггольц. А его в магазине спросили: «Что происходит? Все книги на тему блокады раскупаются, как бестселлеры». Возможно, это главный результат этой дискуссии.
А.В.:
Вопросов таких рождалось и будет рождаться много. Такие темы будут вызывать дискуссию, раскалывать общество и журналистов. Это правильно. Телеканал «Дождь» не раз оказывался в центре бурных обсуждений. Разве это плохо? Это же способствует развитию мысли.
Многих возмутило то, что марафон о любви к Родине остался в платном доступе — дескать, спекуляция на разговоре о патриотизме. Тем более что вы говорили, что будете какие-то важные события выводить в бесплатный эфир.
А.В.:
Нет никакой спекуляции. Давайте я дезавуирую это выражение генерального директора, что мы будем бесплатно транслировать какие-то важные события. Когда случается, не дай бог, теракт или катастрофа и только у нас есть возможность это показывать, мы будем принимать такое решение. Но в принципе мы заинтересованы в том, чтобы люди платили за интересные новостные поводы, за «эксклюзивы», если только они не связаны с какой-нибудь трагедией. Мы не будем при каждом значимом событии делать эфир бесплатным. Мы не государственное телевидение и не общественное телевидение. Если кому-то вдруг так показалось или кто-то хочет нас сделать благотворительной организацией, то нет.
Для нас продажа медиаконтента, в том числе конечным потребителям, будет являться все более и более важной частью доходов. Мы до сих пор планируем, несмотря на эти события, что в какой-то момент будем получать 50 процентов доходов от рекламы и 50 процентов — от продажи контента. От подписки в интернете — в меньшей доле, это никогда не будет для нас составлять больше 10 процентов.
Как вы достигли договоренностей с операторами, что вы входите в сети как платный канал?
Н.С.:
В России каналов, которые работают по платной модели, очень много. Если это канал типа Discovery, он приходит в Россию и говорит операторам: «У нас дорогой контент, мы известный бренд, у нас есть рейтинги. Мы по всему миру платный канал, поэтому наша цена такая». Если канал новый и неизвестный, каким был в свое время «Дождь», то он приходит к операторам и просит его поставить в пакет — ему нужно, чтобы о нем узнал зритель. После нашего запуска прошло какое-то время, и наши зрители стали сами звонить операторам и просить включить «Дождь» в пакеты. И операторы, к которым мы еще не вошли, начали запрашивать у нас контент и интересоваться, за сколько мы готовы его продавать.
Мы поняли, что нам нужно развиваться по платной модели, и публично объявили нашу стратегию. В связи с этим мы и закрыли интернет, потому что нет ни одного платного канала в мире, который был бы в сети в открытом доступе. 80 процентов наших операторов покупают у нас лицензионное право вещания «Дождя». К этому моменту у нас оставалось три или четыре больших контракта, которые нужно было финализировать на выставке CSTB. В частности, «Акадо» и «Дом Ру».
Я так понимаю, что платный доступ к сайту они теперь повернули против вас?
А.В.:
Ну, не они.
Н.С.:
Послушайте, у них тоже была агония. На самом деле мне операторов ужасно жалко, потому что для них для всех бизнес телеканала «Дождь» выгоден и интересен по разным причинам. Практически все операторы, продвигая свои пакеты, рекламировали их через бренд «Дождь». Сейчас те, кто не выключил нас, запустили такую рекламную кампанию: у нас есть «Дождь», все бегите сюда.
Нам часто сейчас говорят: «А почему вы еще и берете с операторов деньги? Почему вы такие алчные?» Мы отвечаем: «Потому что оператор тоже с вас берет деньги. И он берет с вас деньги в том числе и за то, что вы подключились, чтобы смотреть «Дождь»». Это взаимовыгодный бизнес.
Вы давно рветесь во второй мультиплекс, а там сейчас может снова освободиться место в связи с тем, что у телеканала «Спас» не хватает на него денег. Может ли вас это спасти? И где вы возьмете средства на распространение в его сетях?
А.В.:
Если мы попадем во второй мультиплекс, нам придется пересмотреть всю стратегию. Идея зарабатывать деньги продажей контента операторам или конечным потребителям тогда моментально исчезает. Мы станем общедоступным каналом, который смогут видеть все, у кого есть телевизор правильного устройства. И тогда единственным способом зарабатывать деньги станет реклама.
Спрашивают, откуда взять эти 900 миллионов рублей. Все очень просто: от той же рекламы. Если мы получаем один или два процента доли телесмотрения, мы получаем один или два процента от рынка телевизионной рекламы. Один процент — это 40 миллионов долларов. Соответственно, получая два процента, мы легко платим за дистрибуцию и зарабатываем.
То есть все-таки это может решить ваши проблемы с операторами?
А.В.:
Тогда у нас не будет проблем с операторами. Операторы тогда для нас будут еще одним небольшим каналом доступа к зрителям.
Поправки
В подписи к иллюстрации к этому материалу инвестор телеканала Александр Винокуров был ошибочно назван Владимиром.
«Лента.ру» приносит читателям свои извинения.
Работа на «Дожде»
Впервые идея создания нишевого канала у нее родилась на Каннском кинофестивале в 2007 году. Причем изначально она плохо себе представляла, как устроено телевидение. За помощью и консультациями она обратилась к своим друзьям, которые уже не первый год работали в телевизионном бизнесе.
В создание канала она первоначально вложила собственные деньги, вырученные от продажи дома. Позже к ней в качестве инвестора, а вскоре и мужа, присоединился Александр Винокуров.
Проект был презентован в 2009 году. Режиссером-постановщиком стала Вера Кричевская, работавшая до этого на НТВ. «Дождь» сделал ставку на новостной формат вещания.
Люди канала
Информационная служба на «Дожде» появилась, в основном благодаря приходу на телеканал Леонида Бершидского. В прошлом — обозревателя «Блумберг» и редакционного издателя в «Эксмо».
Впервые в прямой эфир «Дождь» вышел в апреле 2010 года. Студия располагалась на территории советской фабрики «Красный Октябрь». Первоначально вещание шло только через интернет. Позже подключились спутниковые антенны и кабельные операторы.
В разное время с телеканалом сотрудничали известные и знаменитый люди — это Дмитрий Быков, Михаил Ефремов, Владимир Познер, Ксения Собчак, Александр Скляр.
В конце 2010 года главным редактором телеканала «Дождь» стал Михаил Зыгарь. Военкор, автор знаменитого романа «Вся кремлевская рать».
«Дождь» за государственный счет
Уход господина Винокурова из разоренного им банка совпадает по срокам с появлением у Натальи Синдеевой целого ряда СМИ — «Дождя», «Большого города» и интернет-издания Slon.ru. В мае 2009 года заработал сайт интернет-проекта Slon.ru, генеральным директором стала сама Наталья, а его главным редактором был назначен Леонид Бершидский. Однако Slon.ru ждала судьба «медианеудачника». Да и кто в здравом уме стал бы читать издание, рекламировавшее себя так:
«Для нищебродов, у которых нет подписки на «Дождь», мы ведем онлайн абсолютно убойного эфира!»
ТАСС / Артем Геодакян
На следующий год Синдеева покинула этот проект как бесперспективный, так и не сумев превратить его в уважаемое СМИ. В 2016 году оно вообще было переименовано в Republic. 27 апреля 2010 года начал вещание «Дождь. OptimisticChannel», которое первое время осуществлялось через Интернет, а в августе его включили в спутниковый пакет вещания НТВ+. Ничего похожего в истории российского телевидения до сих пор не было. В сентябре Синдеева купила у Rambler и «Афиши», входящей в группу , журнал «Большой город» и его сайт bg.ru. В октябре главным редактором телеканала Синдеевой был назначен Михаил Зыгарь.
Благодаря связям Синдеевой ее медиабизнес быстро развивался. Пользуясь своими дружескими связями с Натальей Тимаковой, которая тогда была пресс-секретарем президента, Синдеевой удалось в апреле 2011 года организовать визит Дмитрия Медведева в офис своего телеканала на территории бывшей фабрики «Красный октябрь».
«Я пишу Тимаковой Наталье письмо: «Наталья, Вы будете здесь, здесь, здесь, я очень хотела бы, чтобы Дмитрий Анатольевич после совета по модернизации пришел на современный инновационный модернизационный, самый что ни на есть продвинутый канал, пришел к нам в гости», — рассказывала потом Синдеева.
Визит Медведева стал ключевым моментом в жизни канала. После него охотнее стали заключать контракты рекламодатели, проще стало вести переговоры с трансляторами «Дождя». Через неделю после этого события «Дождь» оказывается без какой-либо платы в кабельных сетях, а некоторые операторы (например, «Акадо») даже выплачивают ему символические деньги. Канал стремительно увеличивает долю информационного вещания в эфире. На программы начали приходить солидные чиновники. Менее чем за три года самый молодой из российских интернет-телеканалов превратился в хорошо узнаваемый бренд. Успех начинает кружить голову руководству телеканала, и в конце 2013 года «Дождь» заявил операторам, что более он бесплатно в их сетях присутствовать не намерен и потребовал с них деньги за право… вещать себя.
Однако вполне успешный «Большой город» Синдеева умудрились довести до совершенно «обморочного» состояния всего за 2,5 года. В апреле 2013-го главный редактор bg.ru Екатерина Кронгауз ошарашила публику новостью: Винокуров объявил редакции, что увольняет ее в полном составе. По словам супруга и основного спонсора Синдеевой, расходы этого проекта достигали 10 млн рублей каждый месяц.
Просуществовав в полуживом состоянии еще три года, когда-то полный жизни «Большой город» впал в глубочайшую кому. Полная неспособность управлять людьми и бизнесом нисколько не уменьшили амбиций «медиамагната», который с удовольствием рассуждал на тему «плохой системы».
ТАСС / Андрей Васильев
«Система — и политическая, и экономическая — поражает своей несуразностью и нелепостью, — говорил как-то Винокуров в одном из своих интервью. — И сколько всего можно было бы сделать лучше, проще, эффективнее, если бы все это дело происходило на основании такого кайфового слова «конкуренция».
«Гражданин и поэт»
Одним из самых ярких проектов «Дождя» стал «Гражданин и поэт». К тому же на отечественном телевидении такого было не найти.
Известный поэт Дмитрий Быков регулярно пишет стихи на злобу дня, о последних общественных и политических событиях в России и мире. А читает их актер Михаил Ефремов. Проект стал одним из немногих, которые можно смело назвать политической сатирой.
В самом трудовом коллективе из-за «Гражданина и поэта» нередко возникали ссоры и неразбериха. В результате из проекта ушла Вера Кричевская.
Несмотря на эти неприятности, в 2011 году в гостя у «Дождя» побывал Дмитрий Медведев. Повод был приятный — годовщина выхода в прямой эфир.
Ливень русофобии
Вполне понятно, почему с такими владельцами концепция телеканала «Дождь» от «оптимистического» и развлекательного была изменена в сторону откровенно антироссийского политического контента. 26 января 2014 года на сайте «Дождя» был проведен опрос «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней», который вызвал широкий общественный резонанс.
Это произошло после того, как накануне 70-летней годовщины со дня полного снятия блокады Ленинграда в эфир вышел выпуск исторической программы «Дилетанты», гостем которой стал писатель Виктор Ерофеев. Этот оскорбительный для памяти павших за свободу Родины вопрос был сперва задан в прямом эфире передачи, а затем повторно опубликован на сайте. Попытка навязать дискуссию о «сдаче Ленинграда» вызвала у общества справедливое возмущение демонстративным неуважением к собственной истории. Осудили появление опроса и в Госдуме, а депутаты Санкт-Петербурга попросили прокуратуру проверить телеканал и наказать его «вплоть до закрытия».
30 января 2014 года в Роскомнадзоре заявили, что телеканал Синдеевой нарушил статью 49 закона «О СМИ», которая гласит, что «при осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций».
Позже крупнейший в РФ телекоммуникационный оператор «Ростелеком» и ряд других компаний, среди которых «Акадо», «ЭР-Телеком» и «Вымпелком», прекратили вещание «Дождя». 10 февраля 2014 года его вещание прекратил еще один крупный оператор «Триколор ТВ».
Однако даже после скандала операторы предлагали владельцам «Дождя» сохранить канал в своих сетях, но на условиях, что подписка на него будет отдельной, как это сделано, например, на сайте самого канала. При этом доходы от подписки будут делиться поровну — каналу и самим операторам. То есть никто «по звонку из Кремля» канал из сетей не убирал, была предложена честная абонентская схема, предполагающая выплаты «Дождю», как он того и хотел, и заключение нового договора о присутствии в сетях.
Что же ответил канал? Взял и отказал операторам под предлогом «политической кампании», наступления тоталитаризма, зажимания свободы слова и прочих либеральных «страшилок». Разумеется, рассчитывая на то, что накануне Олимпиады власть будет стремиться купировать любые потенциальные политические скандалы.
«Предложения сделать выделенный канал действительно были, но мы отказались: это так называемая стратегия a la carte, которая подходит для узкоспециальных каналов, а мы канал широкого профиля, — заявила Синдеева. — Это не вписывается в нашу стратегию развития, менять которую в ближайшее время мы не собираемся».
Новый формат общения с телезрителем
С 2013 года канал полностью возвращается в интернет. Причем становится доступным только подписчикам. Такой подход в телевещании был впервые принят в России.
На начало 2013 года канал получал от подписки только 10%, в то время как стремился увеличить объемы до 50%.
В 2014 году «Дождь» оказался втянут в крупный скандал. После него были серьезные опасения, что канал закроют. В день, посвященный юбилею блокады Ленинграда, на канале устроили провокационный опрос. Журналисты предложили зрителям решить, были ли оправданы жертвы ленинградской блокады. Операторы спутникового и кабельного телевидения стали убирать «Дождь» из сетки вещания.
Этот скандал удручающе сказался на финансовом положении «Дождя». Средств, собранных на краудфандинге, практически ни на что не хватает. Поэтому канал переходит на работу только для подписчиков. Самым преданным зрителем «Дождь» предлагает более дорогие пакеты программы. Покупают их в первую очередь, чтобы поддержать телеканал.
В конце 2014 года «Дождь» был вынужден уехать из предыдущего места обитания. Он поначалу работал в студии интернет-издания «Сноб». С февраля этого года сменил дислокацию. Теперь передачи канала можно увидеть на территории .
Путь к зрителю
Запуск «Дождя» был назначен на 27 апреля 2010 года. Но к назначенной дате стало ясно, что программ для наполнения канала не хватает. Синдеева приняла решение вести прямой репортаж из студии, показывать жизнь редакции изнутри — ремонт, летучки, мозговые штурмы…
Изначально вещать планировалось через кабельные сети. «Мы хотели «зайти» везде, раздавать контент бесплатно, зарабатывать на рекламе», — вспоминает Синдеева. Первый контракт удалось заключить с сетью «Акадо-Столица» (входит в группу Виктора Вексельберга). Однако через неделю после запуска, в ночь на 8 мая, «Дождь» из «Акадо» исчез. И Синдеева, и Кричевская утверждают, что для них это было полной неожиданностью. На то, чтобы понять причину, ушла не одна неделя. В результате, по словам Синдеевой, она пришла к выводу, что инициатором отключения был замглавы администрации президента Владислав Сурков, неофициально курировавший российские СМИ: ему якобы не понравилось, что «не спросили разрешения».
В «Акадо» исключают политическую составляющую. «Телеканал «Дождь» вещал в тестовом режиме, и к моменту отключения переговоры о дальнейшем сотрудничестве еще не завершились. Было принято решение приостановить вещание до их окончания», — сообщил Forbes представитель «Акадо» Денис Рычка. По словам источника Forbes, близкого к «Акадо», менеджеры компании предлагали Синдеевой работать по бартеру, но она настаивала на том, что ее телеканал особенный и ему нужно предоставить льготу. После визита Медведева на «Дождь» в апреле 2011 года вопрос был решен. «Дождь» не просто бесплатно попал в «Акадо», но и стал получать плату за свои программы — символические 1000 рублей в месяц (в контракте должны были фигурировать финансовые условия).
Именно из-за первоначального отсутствия доступа к кабелю «Дождь» появился в интернете — на портале Slon.ru. В августе 2010 года удалось договориться о трансляции через спутник — в пакете программ НТВ+, входящей в холдинг «Газпром-Медиа». По данным Forbes, Синдеева рискнула обратиться за помощью прямо к Дмитрию Медведеву — через свою подругу, пресс-секретаря президента Наталью Тимакову. Но основатель «Дождя» отрицает, что была именно такая инициатива. «Я просила Тимакову как-то отрекомендовать наш телеканал, так как мы были никому не известны. Возможно, нам это и помогло, — рассказывает Наталья Синдеева, — но договор был заключен на рыночных условиях».
За 2010 год «Дождь» собрал 14,7 млн рублей выручки. В преддверии нового, 2011 года на канале появился проект, благодаря которому о «Дожде» узнали по всей стране. Менеджеры «Дождя» решили устроить в прямом эфире «Проводы нулевых». В студию среди прочих гостей пригласили писателя Дмитрия Быкова, который сочинял стихотворные экспромты на темы, предложенные зрителями. Спонсорами проекта стали бренды Bentley, «Белуга» и сеть магазинов «Глобус Гурмэ». Идея прошла на ура. И тогда Вера Кричевская решила сделать проект серийным. Так родился «Гражданин поэт».
Интернет-проект Republic
Этот интернет-проект, больше известный читателям как «Слон», появился в 2009 году. Им руководил Леонид Бершидский. Основой своей работы издание избрало политику, позволяющую высказать свое мнение абсолютно любому человеку.
С 2011 года генеральным директором издания становится Максим Кашулинский. Ранее он возглавлял российскую редакцию журнала Forbes.
С 2014 года «Слон» действует по схожим с «Дождем» принципам. В частности, для того чтобы прочитать большинство материалов, особенно авторских, необходимо быть подписчиком издания.
В 2014 году Кашулинский перешел на пост главного редактора, сконцентрировавшись на творческой работе. Генеральным директором стал один из самых главных инвесторов проекта Александр Винокуров. С ноября 2021 года издание обновило дизайн и взяло себе новое издание Republic.
Добрый дядя Сэм
Позднее телеканал признал опрос ошибкой и принес за него извинения. Однако вряд ли это действительно было непреднамеренной ошибкой. В прошлом году Госдепартамент США снял гриф «только для служебного пользования» с отчета о проверке Agency for Global Media, которое в то время имело название Совет управляющих по вопросам вещания США (Broadcasting Board of Governors, BBG). Агентство занимается распространением американской пропаганды за рубежом, в том числе с помощью «Радио Свобода»1, «Голоса Америки»1 и остальных государственных СМИ США. В отчете за 2013 год телеканал «Дождь» был назван аффилированным СМИ агентства США по пропаганде.
Prt Scr /
Представители Генерального инспектората Госдепа США в 2013 году заявили, что USAGM поддерживает «аффилированные отношения» с «Дождем», потому что этот телеканал не хочет подписывать документы с иностранным юридическим лицом из-за «сохранения текущей политической ситуации в России». О был также указан в запросе агентства к Конгрессу США о финансировании на 2021 год. В свою очередь, руководство «Дождя» заявило, что денег от USAGM телеканал никогда не получал.
Prt Scr /
В то же время, финансирование «Дождя» из бюджета Евросоюза как-либо скрыть не удалось. Как выяснило расследование RT, с 2014 года телеканал Синдеевой получал регулярные переводы. Так, первый транш на сумму 99 990 евро поступил от Генерального директората по вопросам развития и сотрудничества ЕС. В документах на сайте системы финансовой прозрачности бюджета ЕС говорится, что средства выделены на «русскоязычное теле-/онлайн-дополнение об отношениях ЕС и России с акцентом на реализуемые в России проекты, финансируемые ЕС». Такую же сумму и с аналогичным обоснованием ЕС перевел «Дождю» и в 2015 году.
Prt Scr /
К слову, в том же 2015 году гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева в преддверии вступления в силу новой редакции закона о СМИ, по которому медиакомпании должны уведомлять Роскомнадзор о получении денег из-за границы, заверила, что ее телеканал эти требования не затронут, потому что средства из-за рубежа «Дождь» якобы не получает. ЕС продолжал исправно выделять «Дождю» средства и последующие годы. В 2021 Евросоюз профинансировал телеканал на 59 992 евро, в 2018-м дотация была увеличена до 109 995 евро. Прошлый год также не стал исключением. Как следует из отчета, который появился на сайте телекомпании, в марте 2021 года от Евросоюза поступило 1,55 млн рублей, в июне 2021 года — 1,37 млн рублей.
Prt Scr /
Нужно о подготовил и опубликовал отчет о своей финансовой деятельности только после того, как RT попросило Синдееву прокомментировать многочисленные факты поступления западных денег. Согласно этим спешно подготовленным данным, деньги «Дождь» получал от структур ЕС по рекламным контрактам, а сама Синдеева в комментарии ТАСС заявила, что Евросоюз заказывает им программы «Россия — это Европа», «которые продвигают европейские ценности».
Помимо ЕС, «Дождь» состоял на щедром финансовом обеспечении и в британском фонде Sreda Foundation Бориса Зимина. В феврале 2015 года телеканал получил от этой организации 7,5 млн рублей, в 2021 году — 101,487 тыс. евро, а в 2021 году — 99,887 тыс. евро. Переводы прекратились из-за ликвидации Sreda Foundation, фонд перестал существовать зимой 2018 года. Интересно, что организация, которая преподносила свою миссию как поддержку российских СМИ, продолжала спонсировать «Дождь», хотя летом 2015 года Минюст РФ присвоил ему статус иноагента.
Prt Scr /