Россия, Тверь
Телефон:
+7 (482) 232-45-.. Показать номер
Пн-сб: 09:00—20:00; вс: 10:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Биография Муслима Магомаева. Муслим Магомаев: биография, причина смерти

Родители

Магомаев Муслим Магометович, биография которого интересует многих, появился на свет в 1942 году, 17 августа, в городе Баку. Его отец — Магомет Магомаев — трудился театральным художником и погиб на фронте за пятнадцать дней до Победы. Мать будущего певца — Айшет Магомаева — была драматической актрисой и сталинской стипендиаткой. Она выступала на сцене под творческим псевдонимом Кинжалова. Дедушка мальчика — Абдул-Муслим Магомаев — знаменитый в Азербайджане композитор. Имя этого талантливого человека носит Азербайджанская государственная филармония. Таким образом, биография Муслима Магомаева с самого рождения связана с творчеством.

Творческое наследие Муслима Магомаева

/

В России и далеко за ее пределами хорошо известно имя нашего современника, певца и композитора, долгие годы остававшегося бесспорным кумиром молодежи — Муслима Магомаева.

Но не многие знают, что имя свое певец получил в память о деде. А дед — старший(Абдул)Муслим Магомаев был выдающимся музыкантом своего времени, заложившим основы современной профессиональной музыкальной культуры Азербайджана. Не все в точности знают и то, кто были их предки и каковы их этнические корни.

Поэтому нет ничего удивительного и в том, что Магомаевых в Чечне считают чеченцами, а в Азербайджане, соответственно — азербайджанцами. В действительности же они были … этническими кумыками.

Полагаю, что ни одна из существующих версий происхождения фамилии Магомаевых в Азербайджане нисколько не ущемляет чье-либо национальное достоинство. Невозможно отделить их ни от Азербайджана, ни от Чечни, ни тем более от Дагестана. Принадлежат теперь они и России, и Азербайджану и всему миру.

У кумыков, дагестанцев нет нужды и надобности ни придумывать себе духовных кумиров, ни примазываться к чужой славе. Но все же ради истины и объективности в изучении (нет, не национальной идентичности, ее определяет каждый человек сам, — их этнического происхождения) приоритет следует отдать архивным источникам и биографическим фактам.

Попытаемся же на основании имеющихся в различных источниках данных проследить жизнь семьи и историю рода Магомаевых.

* * *

Существует несколько версий происхождения этой знаменитой фамилии. По одной из них, изложенной без каких-либо аргументов в основном в азербайджанских источниках, Магомаевы считаются азербайджанскими выходцами из Закатальского (Кахского) округа Азербайджана, которые обосновались во второй половине XIX в. в Старых Атагах в Чечне. Глава семьи Магомед был кузнецом-оружейником.

Согласно другой, существующей среди чеченцев, они являются исконными чеченцами. Однако и в этом случае каких-либо генеалогических данных в доказательство данной версии не приводится. Наиболее же достоверной и убедительной представляется версия об их кумыкском происхождении, ибо она основана на конкретных сведениях и свидетельствах. Так, еще в 20-30-е гг. ХХ в. одновременно два компетентных автора отзывались о них как о кумыках. Один из них известный в то время северокавказский (ростовский) музыковед А. П. Митрофанов, автор специального исследования «Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа», проведенного в конце 20-х — начале 30-х годов1).

Другой же автор — известный чеченский писатель-историк Х. Ошаев — в своей статье «Кто автор «Молитвы Шамиля», опубликованной в 1931 г. в журнале «Революция и горец» (№ 10-11) также давал однозначный ответ на поставленный им же самим вопрос: «авторство ее принадлежит гармонисту Магомету Магомаеву, кумыку по национальности, сочинившему знаменитую мелодию примерно в 1910-1912 гг.»2) Речь в данной статье шла об одном из членов семьи Магомаевых, о ком более подробно мы напишем ниже. Эта версия издавна существовала и в самой кумыкской народной среде.

Подкрепляется эта версия и свидетельствами, близко знавших эту семью людей, а самое главное — и самих Магомаевых. О кумыкском происхождении Магомаевых, например, рассказывал своему аспиранту Алиеву С.М. проф. МГУ Азиз Алиевич Шериф, с молодости друживший с семьей Магомаевых в Баку (Информация доцента ДГУ, канд. фил. наук. С.М. Алиева (1936 г.р.). По его рекомендации С. Алиев встретился в 1962 г. с полпредом Азербайджана в Москве Джамал Магомаевым. Тот приходился восходящей тогда звезде советской эстрады, певцу Муслиму Магомаеву — младшим дядей (т. е. братом его отца Магомеда). Джамал Магомаев, несмотря на свою занятость, встретил его радушно, много расспрашивал и в беседе подтвердил, что они (Магомаевы) по происхождению являются этническими кумыками. Он же сообщил и такую деталь, что его прабабушка была родом из сел. Кум-Торкала Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области. Расул Расулов, известный и старейший кумыкский писатель, живший в Баку, также писал в 60-е годы в альманахе «Дослукъ» о кумыкском происхождении Магомаевых. Но его статья затерялась во времени, и мало кто вспоминал впоследствии о ней. И только теперь, в период моей работы над этой статьей, известный исследователь истории театра и журналист Д. Алклычев указал мне на нее.

В пользу кумыкской версии происхождения Магомаевых свидетельствует и тот факт, что примерно до середины XIX в., т.е. до восстания чеченцев против своих владетелей — кумыкских князей в 1843 г., в Чечне, в т.ч. в Старых Атагах, совместно с чеченцами жили и кумыки. По свидетельству ученых, представители кумыкского по происхождению тайпа (рода) Таркхой (тарковцы) до сих пор проживают в Восточной Чечне3).

Очевидно, семья Магомаевых в конце XIX, принадлежала к остаткам кумыкского населения в Восточной Чечне, в Старых Атагах, а в начале ХХ в. и она перебралась г. Грозный.

«Птенцы гнезда Магомаева»

Семья Магомаевых из Старых Атагов, как свидетельствуют архивные материалы, была многодетной. Главой семьи был Магомед — кузнец-оружейник. Он вместе с женой, которая, по генеалогическим данным, была родом из сел. Кум-Торкала Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области, воспитывали трех сыновей (Джамал-Эддина, Магомеда и Абдул-Муслим-бека) и трех дочерей (имена установить не удалось).

Магомет Магомаев.

Ярко одарен был старший из братьев Магомаевых — Магомет, прекрасно игравший на гармони и на флейте. Магомет Магомаев был душой художественно-интеллектуальной жизни семьи. Он отличался огромным обаянием, большими способностями и тягой к различным видам искусства. Учащийся грозненской городской школы, он был руководителем ученического оркестра, постоянно выступал в драматических инсценировках, а позднее преподавал европейские и восточные танцы. С юных лет Магомет Магомаев увлекался фотографией, хотя у «правоверных мусульман» это считалось греховным делом, как и занятие живописью. Кстати, и этим «опасным» даром Магомет был щедро наделен природой. Его увлечение рисованием было замечено школьным начальством, рекомендовавшим одаренного юношу в художественное училище Петербурга. Но родителям пришлось отказаться от мысли увидеть Магомета художником-профессионалом, так как материальное положение семьи находилось в крайне тяжелом состоянии.

Магомет оказал большое влияние на Муслима и первым приобщил его к музыке. Маленький Абдул-Муслим, рано научившийся играть на восточной гармони, охотно подбиравший на ней народные мелодии, отличался тонкой музыкальной одаренностью. В семье почти все, включая и девочек, сестер Муслима, играли на гармони. Любили слушать граммофонные пластинки с записью хоровых песен или танцевальной музыки. К хоровому многоголосью Муслим-бек приобщился юношей, слушая кумыкскую народную музыку.

В народной памяти и истории музыкально-песенной культуры горцев Северного Кавказа старший из братьев — Магомед Магомаев остался как самодеятельный гармонист и композитор, автор знаменитой «Молитвы Шамиля», известной также по другому фольклорному названию как «Танец Шамиля». Сведения об авторстве М. Магомаева и его кумыкской национальной принадлежности впервые приводятся в работе ростовского музыковеда А.П. Митрофанова4), подготовленной в конце 20-х — начале 30-х годов.

Эти же сведения, как отмечено выше, мы находим у известного чеченского писателя-историка Х. Ошаева.

Остановимся для начала на творческой биографии Магомеда Магомаева. К сожалению, мы знаем лишь об одном музыкальном произведении композитора. — «Молитве Шамиля». Вышеупомянутый Х. Ошаев указывал, что она сочинена в чеченском ауле Шатой под сильным впечатлением от рассказов стариков о Шамиле.

Действительно, следует отметить, что мелодия эта обросла своей собственной историей, многочисленными народными преданиями и легендами, встречающимися в самых различных этноареалах Кавказа и Юга России. «Молитва Шамиля» — легендарна по происхождению, сюжетна и многовариантная. Легенды, бытующие, например, на Кубани (См.: Соколова А.Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани ), значительно отличаются от тех, которые известны в Чечне и Дагестане. На них стоит подробно остановиться.

  • По одной из версий творческой истории этого сочинения М. Магомаева считается, что она создана знаменитым гармонистом на сюжет предания об имаме Шамиле. Однажды войско имама оказалось в окружении, из которого не было надежды выйти. И тогда Шамиль придумал, как поднять дух своих воинов. Он в первую очередь помолился, а затем по его приказу заиграла музыка, и сам имам Шамиль, жестоко преследовавший всякие развлечения, начал искрометный танец. Его танец увлек всех, а в самый разгар пляски был дан приказ к атаке. Соратники Шамиля отчаянно сражались, — и вырвались из окружения. «Молитва Шамиля» состоит из двух частей: первая — грустная и торжественная, вторая — озорного танцевального характера. В кумыкской же менее пафосной, но, быть может, более «автобиографичной» версии этой хореографической легенды, которую мне удалось записать в 60-е годы, возникновение этой танцевальной мелодии связывается не с Шамилем, а с личными семейными обстоятельствами композитора. В один из дней, когда Магомед все еще переживал и по-отцовски тайно оплакивал безвременную смерть своего горячо любимого сына, к нему приехал издалека один из давних отцовских кунаков. Магомед, естественно, встретил и приветил его как полагается. Жена накрыла стол с обильным угощением. Кунак, ни чем не догадывавшийся и, видимо, обманутый неподдельным радушием и напускной беззаботностью хозяина дома, не отказался и от кувшина горячительного вина. Слово за словом, стопка за стопкой гость начал хмелеть и захотелось его душе внять наигрышам — кюям кумыкской гармоники. А он знал, что Магомед творит чудеса с этим инструментом. Из уст в уста передавались слова Магомеда, сказанные им однажды в хмельном кумыкском застолье о том, что, если бы не боялся он Бога, то наигрышами своей гармоники ввергнул бы, слушателей, мужчин и женщин, чуть ли не во вселенский плач. Магомед бережно, как ребенка, взял в руки гармоники и, невольно отдавшись нахлынувшим чувствам, стал наигрывать, изливая не утихающую боль сердца. Гармоника дрожала и плакала в его руках. Плакала о том, что не вернуть ему сына, и мать его, горюя, сойдет в могилу сырую, и невесте его как пережить эту не судьбину… Плакала и дрожала гармоника; наполнялись горючими слезами и глаза кунака, завороженного этой чарующей мелодией. В какой-то момент гармонист заметил это и, смутившись, что выдал кунаку свою душевную боль, решил тут же «замять» эту свою слабинку и заиграл более весело и жизнеутверждающе. Так родилась, гласит молва, эта мелодия, печальная и завораживающая, взрывная, как молния и очистительная как ливень. О, эта небесная Музыка, рожденная из недр старинных кумыкских кюев и древних похоронных танцев — шахалаев.! В кубанских хореографических легендах и преданиях5), связанных с «Молитвой Шамиля», Шамиль предстает статным молодым черкесом, влюбленным в русскую девушку. В сюжетной канве песни-танца Шамиль — черкес не выдерживает упреков девушки и убивает ее кинжалом. Причина убийства выглядит наивной и неправдоподобной. Историческая правда искажена до неузнаваемости, имя Шамиля в ситуативном контексте кажется искусственно притянутым. Однако, подобно этническим жанрам общекавказского фольклора, — Танец Шамиля имеет еще и прозаическую легенду, существующую как автономный жанр. По времени она, как считают исследователи, связана с моментом пленения имама. В ней рассказывается о том, что плененный Шамиль получил разрешение помолиться у своего знамени. Взойдя на пригорок, на глазах у своих соплеменников и многочисленного русского войска Шамиль коленопреклоненно начал тихо молиться. Так продолжалось некоторое время, затем в молитве Шамиль дошел до исступления, превратившегося в воинственную пляску. Следившие за пленником, вероятно, были ошеломлены. Так или иначе, событие это, как видно, обросло подробностями и домыслами и сохранялось в фольклорной памяти по сей день. Сама же «Молитва Шамиля» обессмертила имя ее создателя Магомеда Магомаева.

Музыка эта получила широкое распространение по всей России и даже Европе, куда ее занесли эмигранты из России послереволюционной волны. Как указывают очевидцы, в 20-е годы, после революции, в Европе не было ни одного кафе-шантана или ресторана, где бы не звучала «Молитва Шамиля».

Была она весьма популярна и весь советский период. На бытовом уровне практически ни один ресторанный вечер во многих точках бывшего Советского Союза не обходился без «Молитвы Шамиля» Однако в российских центральных, восточных и др. регионах она, как и все кавказские танцы, понималась исключительно как лезгинка.

В 30-50-ые годы танец Шамиля широко практиковался и в адыгской среде, но в последние десятилетия его практически не танцуют, хотя помнят о нем немало. В кубанской традиции, напротив, танец не исчез из активной практики. Известно, что он является чуть ли не обязательным на казачьих народных празднествах, вечеринках и свадьбах во многих станицах Краснодарского края. Еще в 1931 году Х. Ошаев сетовал, что танец Шамиля, попав от горцев к другим народностям, становится разновидностью «развесистой клюквы». По его мнению, «религиозное население усмотрело бы в демонстрировании молитвы перед танцем кощунство». Однако на Кубани закрепился именно этот вариант танца, состоящего из 2-х разделов — коленопреклоненной молитвы и неистовой пляски. Побуждением к исполнению и закреплению в традиции данного варианта, вероятно, являлась необычайная популярность Шамиля и тяга к драматическим контрастам, создающая эффект культурного и эстетического шока. В восприятии славян единство молитвы и танца отнюдь не является «развесистой клюквой», напротив, демонстрирует силу воли, энергию, мощный внутренний стержень поверженного героя.

…Вот такой неизгладимый след в народной памяти и истории музыкально-песенного творчества наших народов оставил замечательный музыкант и самодеятельный композитор Магомед Магомаев.

Абдул-Муслим-бек Магомаев.

Абдул-Муслим (Муслим-бек) родился 5 сентября 1885 г. в сел. Старо-Атагинское (уточнено по метрическому свидетельству6), а не в Грозном, как это указывается в ряде изданий.

Художественные впечатления маленького Муслима формировались в благоприятной среде — это и дивная природа родного края, и сама музыкальная атмосфера — духовный «микроклимат» семьи, где мальчик с детства впитывал в себя неповторимую прелесть народной музыки и поэзии.

Первоначальное образование Муслим получил в Грозненской горской школе. Именно в эти годы впервые запела скрипка в неловких еще мальчишечьих руках, он с удовольствием участвовал в ученических концертах. Муслиму, как самому успевающему ученику этой школы после ее окончания посчастливилось поступить в 1900 г. в Горийскую учительскую семинарию, где имелись русское, грузинское, армянское и «татарское» отделения. В «татарском» отделении учились представители тюрко-язычных народов из Азербайджана, Дагестана и Северного Кавказа. Абдул-Муслим в порядке поощрения был зачислен сразу в старший подготовительный класс.

Семинария эта, созданная в 1876 году и готовившая народных учителей, сыграла важную роль в развитии просвещения среди народов Закавказья. Национальный состав учащихся семинарии был весьма разнообразен. Вспоминая о годах, проведенных вместе с Узеиром Гаджибековым и Муслимом Магомаевым в Горийской учительской семинарии, старейший представитель азербайджанской культуры, в будущем заслуженный педагог республики Али Терегулов (татарин по происхождению) рассказывает: «Ежегодно сюда, в Гори, со всех уголков Кавказа и особенно Закавказья съезжается разноплеменная молодежь для поступления в Закавказскую учительскую семинарию… В числе учащихся — русские, азербайджанцы, армяне, грузины, абхазцы, курды, представители многочисленных народов Дагестана, кубанские и терские казаки и даже ногайцы и поволжские татары»7).

В Горийской семинарии впервые пересеклись жизненные и творческие пути двух талантливых юношей — будущих композиторов Муслима Магомаева и Узеира Гаджибекова из Азербайджана, также имевшего дагестанские корни. Муслима и Узеира сразу потянуло друг к другу. Музыка, к которой они оба питали склонность более других семинаристов, сблизила их еще больше. Все свободное время они отдавали своему увлечению — музыкальные занятия занимали важное место в учебной программе. Об этом вспоминал впоследствии Узеир Гаджибеков: «В семинарии часто устраивались концерты симфонического и духового оркестров, созданных из самих учащихся. Конечно, ни один концерт не проходил без самого актвиного участия одаренного, всей душой любившего музыку Муслима. Уже 18-летним юношей Муслим Магомаев был старшим музыкантом в симфоническом оркестре и часто заменял дирижера…»8)

image Именно здесь, в Гори зародилась дружба двух замечательных людей, дружба, которой они оставались верны всю свою жизнь: Здесь приобрел друга в лице Узеира Гаджибекова в лице своего земляка и соплеменника. Именно в годы учебы в семинарии у них проявился глубокий интерес к собиранию и записи тюркского музыкально-песенного фольклора. Известно, что оба они, будучи в родных местах, на каникулах записывали любимые мелодии народных песен. А записи народных песен семинариста М. Магомаева, экспонировались даже на Парижской Всемирной выставке в 1900г., в Тифлисе в 1901 г. Вот что писал впоследствии по этому вопросу сам Магомаев: «Собиранию и изучению тюркской народной песни необходимо придать особое значение… От этой работы почти целиком зависит выявление тюркской гармонии»9).

В 1904 г. Муслим в числе лучших учеников завершил учебу в семинарии. Окончание курса семинарии обязывало Магомаева к работе в качестве учителя народной школы в течение ряда лет. В личном деле семинариста М. Магомаева хранится его письмо директору Горийской учительской семинарии, к которому он обращается с просьбой о трудоустройстве в родных местах, мотивируя свое желание семейными обстоятельствами: состарившиеся родители с надеждой ожидали возвращения сына, ставшего к тому времени единственной опорой семьи.

Учебное начальство учло и уважило просьбу своего выпускника и направило Муслима на работу в родные места, к соплеменникам, т. е. в Терскую область в кумыкское селение Верхние Бековичи (кум. Бекиш-юрт, ныне сел. Кизляр в Моздокском районе Северной Осетии) — имение князей Бековичей-Черкасских под Моздоком10), где в то время жил и свой быт устраивал просвещенный и прогрессивно настроенный человек своего времени кн. Тембот Жанхотович Бекович-Черкасский (род. в 1870 г.), есаул, командир 1-ой сотни Дагестанского полка, герой русско-японской войны 1904-1905 гг. Позже Тембот командовал одним из полков т.н. «Дикой дивизии». Дослужился до чина генерал-майора, в годы гражданской войны командовал дивизией в Деникинской армии. Он, по данным проф. С.Ш.Гаджиевой. был женат на кумыкской княжне из рода Каплановых (с.Аксай). Детей от этого брака не было. После революции семья эта эмигрировала заграницу во Францию и жили там, в Париже11). Кстати, об этом рассказывал и мне во время моего пребывания в с. Кизляр имам соборной мечети Б. Батраев, сражавшийся в рядах Французского сопротивления и встречавшийся там с князем Темботом…

Муслим Магомаев проработал здесь, в Бекиш-юрте, заведующим и учителем сельской народной школы всего год, но и за это время успел организовать, между прочим, кумыкский школьный хор. Хор пользовался большим успехом у местного населения12).

Однако работа здесь, в глуши, вдали от областного центра, не удовлетворяла энергичную, кипучую натуру молодого Магомаева, и он вновь обращается с ходатайством к Терскому областному начальству. В своем прошении, адресованном директору народных училищ области, он пишет: «Окончив в текущем 1904 году курс в Закавказской учительской семинарии и, получив при этом звание «учитель», я бы готов был служить во всякой местности Российской империи, ибо пользу Отечеству можно принести везде. Но семейные обстоятельства, именно старость родителей и их безграничные надежды, возлагаемые на меня, как на единственную опору семьи, заставили просить:о разрешении мне служить на родине, именно в Грозненской горской школе»13).

На столь мотивированное прошение Магомаев получил отказ. Резолюция директора гласила: «Уведомить Магомаева, что где имеются православные ученики, по закону может быть назначен только православный учитель, а потому его просьба, к сожалению, не может быть удовлетворена»14).

Поэтому, проработав положенный год в селении, он в 1905 г. уезжает в Тифлис, где женится на выпускнице Александровского женского училища Багдагуль-Джамал (Бадюше) Терегуловой, с которой он дружил еще с периода своей учебы в Горийской учительской семинарии и часто бывал вместе со своим другом Узеиром в их гостеприимном тифлисском доме. Что интересно, на другой дочери Терегуловых, Мелике, тогда же женился и его друг Узеир. Таким образом, Муслим и Узеир стали еще и родственниками (баджанаками) на всю дальнейшую жизнь.

Следует отметить, что семья казанских татар Терегуловых принадлежала к прогрессивным интеллигентским кругам Закавказья. Многие представители этой фамилии впоследствии навсегда связали свою судьбу с Азербайджаном. Али и Ханафи Терегуловы — семинарские друзья Магомаева и Гаджибекова — были их творческими единомышленниками и помощниками во всех их делах и начинаниях на поприще развития просвещения и культуры.

В том же году после женитьбы Муслим Магомаев получает назначение в Ленкорань и с тех пор он навсегда связывает свою судьбу с Азербайджаном…

В Ленкорани, в условиях «глухом, уездном городишке», «серьезно работать в области музыки было трудно. Но и здесь молодой учитель и музыкант проявляет инициативу, создает любительские кружки, отдает все свое время любимому занятию — музыке»15).

Здесь, в Ленкорани, часто устраивались общественные концерты, на которых исполнялись и собственные произведения Магомаева. Среди них исследователи отметечают и такие его произведения как «Маленкая фантазия», «Попурри из туземных (дагестанских) мотивов» для симфонического оркестра и ряд других16).

Так началась музыкальная карьера Абдул-Муслима, которая вознесла его на культурный Олимп Азербайджана и Союза.

Умер Муслим Магомаев-старший в 1937 году в Нальчике, а предан земле в Баку. Его именем названа Азербайджанская государственная филармония и одна из улиц Баку.

…Трудно сказать, как бы сложилась его творческая судьба на родине, в Терской области. Понятно, что Муслим Магомаев-старший опережал время своим громадным талантом. Он был «запрограммирован» на симфоническую музыку, на произведения больших форм. Ведь ни в Чечне, ни в Дагестане и на всем Северном Кавказе в начале прошлого века его талант и творчество не могли быть сполна востребованы (вспомним, в этой связи творческую судьбу Татама Мурадова!) в силу слабого развития и знакомства здесь с европейской музыкальной культурой. Так что востребованностью и расцветом своего могучего таланта Муслим Магомаев, сын Магомеда Магомаева из Старых Атагов в Чечне обязан Азербайджану, азербайджанской культурной среде. Он кумык (если хотите, — и чеченец) с азербайджанской судьбой.

Кумир молодежи Муслим Магомаев

А наш выдающийся современник Муслим Магомедович Магомаев-младший- «птенец гнезда Магомаева» — приходится правнуком Магомеду Магомаеву и внуком Муслиму Магомаеву-старшему.

Муслим Магомаев родился в Баку 17 августа 1942 года. Родители Муслима — Магомет Магомаев, театральный художник, и Айшет Магомаева, актриса. Имя ребенку дали в честь деда, великого азербайджанского композитора, который одним из первых в своей музыке начал сочетать классические и народные традиции. Отец погибает на фронте незадолго до Победы. Большое участие в воспитании и судьбе Муслима принял его дядя Джамал-эддин Муслимович Магомаев — крупный государственный деятель Азербайджана, в 60-е гг. ХХ в. работавший полпредом Азербайджана в Москве.

Итак. Абдул-Муслим Магометович Магомаев, кумык из Старых Атагов в Чечне, еще в начале ХХ века навсегда связал свою судьбу с Азербайджаном. Породнился с татарами, жившими издавна в Тифлисе. Здесь родились его дети, два сына, от них пошли внуки. В Азербайджане он жил и работал.

Муслиму не трудно было стать «азербайджанцем», ибо кумыки, как и азербайджанцы-огузы, — это те же тюрки, но только в отличие от них — со своим особым диалектом (языком) кипчакского типа. Поэтому он, этнический кумык, считается азербайджанским композитором, классиком музыки. Там он, неутомимый педагог, воспитал и целое поколение музыкантов. Здесь к нему пришла слава, здесь приобрел мировую известность.

Абдул-Муслиму Магомаеву принадлежат широко известные оперы «Шах Исмаил» и «Наргиз», которые десятки лет не сходят со сцены оперных театров. Им также созданы симфонические произведения на азербайджанском материале — «На полях Азербайджана, «Танец освобожденной азербайджанки». Творческое наследие Магомаева свидетельствует и о том, что родные кумыкские мотивы всегда звучали в его душе. Именно ими вдохновлены такие незаурядные симфонические произведения, как «Агачаульская (кумыкская) лезгинка», «Попурри на туземные мотивы».

Гюнер К.

Примечания. 1) Митрофанов А.П. Музыкально-песенное творчество горцев Северного Кавказа. Сб. материалов Северокавказский краевой горский НИИ. Т.1. Ростовский государственный архив. Р.4387. Оп.1. Д.30. С.17. 2) Ошаев Х. Кто автор «Молитвы Шамиля» // Революция и горец, 1931. № 10-11, с.112-113 3) Гусейнов Г.-Р. А.-К. «Тарковские юные молодцы» чеченских героических сказаний… // КНКО: Вести.2001,№2-3, с.22 4) Митрофанов А.П. см. выше. 5) Соколова А.Н. Танец Шамиля // Литературная Адыгея, 1998. N3 6) Касимова Н. Соратники. Баку. 1988, с.5 7) Терегулов А. Г. В Горийской учительской семинарии // «Изв. Академии наук Азерб. ССР» № 9, 1945, с. 83 image Цит. по сборнику «Слово об Узеире Гаджибекове». Сост. А. Иса-заде, Элмб 1985, с. 172. 9) Исмаилова Г. Муслим Магомаев. Баку. 1986, с. 40 10) М. Магомаев. Баку. Азернешр. 1940, с.13 11) А. Дациева «Кизляр-наме», Махачкала. 2004, С. 205-207 12) Исмаилова Г. Муслим Магомаев. Баку, 1975 13) Цит. по: газета «Орга-Аргун. №5-6, 4 февраля 2002 г. 14) Магомаев М. Баку. Азернешр. 1940, с.3 15) Гаджибеков У. О музыкальном искусстве Азербайджана. Сб. статей. Азернешр. 1966, с. 72 16) Исмаилова Г. Муслим Магомаев. Баку. 1975, с. 34

Национальность

Мама будущей знаменитости имела русские, адыгейские, а также (по отцу) турецкие корни и была очень красивой женщиной. Бабушка мальчика со стороны папы по национальности была татаркой, происхождение ее супруга никому не известно. Сам Муслим Магометович всегда назвал себя азербайджанцем и утверждал: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».

Детские годы

После смерти мужа Айшет Магомаева избрала актерскую карьеру и переехала в Вышний Волочек, а затем — в Мурманск, где поступила на службу в местный театр и вновь вышла замуж. После этого у Муслима появились сестра Таня и брат Юрий. После окончания войны будущий певец жил у своего дяди — Магомаева Джамала Муслимовича. Мальчик посещал музыкальную школу при Бакинской консерватории, где осваивал игру на фортепиано и основы композиции. Талантливого ученика заметил профессор консерватории В.Ц. Аншелевич. Он стал заниматься с Муслимом, научил его филировать свой уникальный голос. Эти уроки впоследствии очень пригодились певцу во время работы над партией Фигаро в знаменитом «Сибирском цирюльнике».

В музыкальной школе, в которую ходил мальчик, не имелось вокального отделения, поэтому в 1956 году биография Муслима Магомаева ознаменовалась новым событием: он стал студентом Бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа. Ему довелось учиться у преподавателя Милованова А. А. и концертмейстера Крейтинга Т. И. Муслим окончил учебное заведение в 1959 году.

Значение имени для мальчика

Родители сразу обращают внимание на то, что Муслим – невероятно добрый и отзывчивый мальчик. Он любит подвижные, активные игры, и неудивительно, что Муслим часто разбивает колени, приходит домой с ссадинами и синяками. Он храбр, и именно это качество позволяет имени Муслим завоевать авторитет среди сверстников. Во взрослом возрасте он также способен проявлять неплохие организаторские способности и часто занимает какой-нибудь руководящий пост.

Значение имени Муслим также можно определить, анализируя то время года, в которое он родился. Так, «летний» Муслим может быть очень медлительным. Он не любит, когда на него оказывают давление, стремится сам никого не нагружать и не осуждать. Для такого человека отец является самым большим авторитетом.

Нужно сказать, что Муслим крайне осмотрителен, если речь идет о профессии. После окончания школы он может сразу же пойти работать. И родителям не стоит расстраиваться, поскольку Муслиму важно самостоятельно понять, чего ему хочется от жизни. Если он решит получить образование, то сделает это. Кстати, благодаря рассудительности, имя Муслим удается правильно определить свой жизненный путь.

Муслим, который отмечает день рождения зимой, очень легко продвигается по службе, пользуется авторитетом среди своих коллег.

Первые успехи

Творческая биография Муслима Магомаева-певца началась в 1957 году в городе Баку, где он втайне от своей семьи выступил на сцене Дома культуры бакинских моряков. Родственники мальчика боялись, что пятнадцатилетний исполнитель излишним напряжением может повредить свой уникальный голос. Однако Муслим был уверен, что его вокал уже полностью сформировался. Спустя четыре года певец стал выступать в составе профессионального Ансамбля песни и пляски при Бакинском военном округе. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов в городе Хельсинки, где исполнил песню «Бухенвальдский набат». Вся страна узнала певца после его выступления на сцене Кремлевского дворца съездов в 1962 году, во время заключительного концерта фестиваля азербайджанского искусства. Юный артист потряс публику не только уникальным голосом, но и незаурядными внешними данными. Его популярность стала быстро набирать обороты.

Чеченские мотивы

В 1962 году, еще в самом начале своей музыкальной карьеры, молодой певец приехал в Грозный. Но, помыкавшись в гостинице около года, Муслим вернулся в Баку.

Считал ли сам себя Муслим Магомаев чеченцем? Вот что ответил сам певец на этот вопрос в одном из последних своих интервью:

— Чтобы не было кривотолков по этому поводу, я специально отвел этой теме главу в моей книге «Любовь моя — мелодия».

— Книга редкая, — сказал он. — Дарю. Здесь вы найдёте ответы на все ваши вопросы!

«…А потом в моей жизни зазвучали чеченские мотивы — своеобразное попурри из концертных успехов, гастрольных набегов на аулы под скрежет старого автобуса, двухнедельного молчания из-за того, что пропал голос… — пишет Муслим Магомаев. — Началось всё с приезда в Баку журналиста из Грозного Башира Чахкиева и его коллег. Они собирали материалы о моём деде для музея, который хотели открыть в своем городе.

Естественно, они познакомились и со мной, потом стали предлагать мне поехать поработать в Грозненской филармонии, посмотреть родину моего прадеда Магомета.

Здесь надо рассказать об одной легенде, которая сохранилась в нашей семье. В прошлом веке знаменитый горец, герой Шамиль, шёл со своим войском по Северному Кавказу с прекрасной миссией — объединить все кавказские народы. Он брал малых детей из одного селения и перевозил в другое — делал межплеменной, межнациональный замес, в который совсем ещё несмышлёным мальчишкой попал и мой прадед. Откуда Шамиль привез его, никто не знает. (Для меня это не столь важно. С таким количеством кровей, что перемешаны во мне, я по самой природе своей интернационалист.)

Потом мой предок оказался в Грозном, где был кузнецом-оружейником, жил в маленьком домике на улице Субботников (так она называлась в то время, когда я работал там, а Грозный был столицей тогдашней Чечено-Ингушетии).

Кем был мой прадед по национальности — неизвестно. Давно умерла родная сестра деда Маликат. Когда я расспрашивал её о происхождении нашего рода, она только хитро улыбалась и отговаривалась легендой о Шамиле…

Как-то я участвовал в очередном концерте в Кремле, посвящённом то ли государственному празднику, то ли какой-то годовщине. Обычный концерт высокого уровня, куда приглашали артистов со званиями «народных». Я был уже человек известный, и многих интересовала моя родословная. После выступления вышел в фойе, вижу группу, в центре которой Махмуд Эсамбаев о чём-то увлечённо рассказывает. Увидел меня:

— Мы о тебе, Муслим, говорим. Скажи им сам, кто ты по национальности.

— Азербайджанец.

— Как азербайджанец?! — Махмуд от удивления аж свою знаменитую папаху заломил.

— Так. Если ты хочешь сказать, что я чеченец, то я не могу это утверждать с полной уверенностью, потому что сам не знаю. Зато я точно знаю, что родина моя — Азербайджан, я там родился. Эта земля меня вскормила. В Баку я получил образование и стал тем, кто я сейчас есть… Марио Ланца был итальянцем? Нет, он был американцем. Он по-итальянски только пел. Как можно считать человека чеченцем только потому, что его прадед когда-то давно жил в Грозном?

Махмуд ненадолго обиделся, но потом наша дружба возобновилась. Человек он обаятельный. И великий танцор… Я не стал ему рассказывать легенду про Шамиля…

Сам Махмуд Эсамбаев вспоминал об инциденте с присущим ему юмором: «Я его спрашиваю: «Как ты, горец, мужчина, можешь отрекаться от своих предков, от отца, деда? Зачем ты всем говоришь, что азербайджанец?» Муслим возразил: «Но я же родился и всю жизнь прожил в Баку!» А я ему говорю: «Ну и что?! Если я родился в гараже, я что теперь — машина, что ли?!»

Становление карьеры

Сольный концерт певца впервые состоялся в 1963 году, 10 ноября, на сцене концертного зала имени Чайковского. Выступление прошло с большим успехом. В том же году биография Муслима Магомаева украсилась новым важным событием: он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. Параллельно артист продолжал выступать с исполнением эстрадных композиций.

В 1964-1965 годах талантливого вокалиста направили на стажировку в итальянский театр «Ла Скала» (Милан). В 1960-е годы Магомаев активно гастролировал по СССР, выступал в самых крупных городах страны в спектаклях «Севильский цирюльник» и «Тоска». Певцу предложили войти в труппу Большого театра, однако он отказался, потому что не желал ограничивать свой репертуар исполнением классических арий.

«Сейчас любовь к родине — это странно»

Муслима Магомаева в Советском Союзе любили, любили по-настоящему. Молодой, красивый, артистичный, с шикарным баритоном — его романсы покоряли женские сердца по всей стране. Есть легенда, что в одном из гастрольных городов его автомобиль три километра несли на руках — так любили его поклонники. Ни один правительственный концерт не обходился без участия Магомаева, и лучшие зарубежные сцены боролись за то, чтобы получить его в свою труппу. Но из СССР певца выпускали редко и неохотно: как ни странно, таким достоянием делиться не хотели ни с кем.

01.10.1963. Муслим Магомаев выступает на сцене. Фото: РИА Новости / Валерий Шустов

— Меня в свое время приглашал к себе директор парижской «Олимпии», — рассказал Муслим Магометович в одном из интервью «АиФ». — Он предложил Фурцевой: «Отпустите его на год, я сделаю его золотым певцом, будете им гордиться». На что министр ответила, мол, у нас за год случается много правительственных концертов, на которые Магомаева всегда приглашают. А потом боялись долгое время вообще за границу выпускать, чтобы не сбежал.

Но сбежать он никогда и не пытался. Магомаев часто выступал в союзных республиках, гастролировал по всей стране — до самой Находки, но за рубеж особо не стремился.

Временные трудности

Биография Муслима Магомаева связана с постоянным успехом. С юных лет он был почитаем и любим. Официальная власть всячески благоволила певцу, его постоянно отправляли на заграничные гастроли, где он покорял своим талантом восторженную публику. Так, в 1966 и в 1969 годах Муслим Магометович выступил на сцене парижского театра «Олимпия». Однако даже этого любимца фортуны настигли временные трудности. Директор театра — Брюно Кокатрикс — предложил талантливому артисту годовой контракт, собирался сделать из него звезду мировой величины. Однако эта идея не понравилась Министерству культуры СССР. У Магомаева начались проблемы на родине — его заработками заинтересовалась ОБХСС. Новость о возбуждении уголовного дела застала певца в Париже. Местные эмигрантские круги всячески уговаривали артиста остаться во Франции, но он не представлял свою жизнь вдали от России и предпочел вернуться. Министерство культуры СССР на время запретило Муслиму выступать за пределами Азербайджана. Артист воспользовался свободным временем и окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию по классу вокала.

Судьба имени Муслим в любви и браке

В семейной жизни это хозяйственные мужчины. Муслим любит уют и со вкусом обставляет квартиру, любит и умеет делать все самостоятельно. К своим родителям очень внимателен, никогда не забывает позвонить, очень уступчив и помогает матери по хозяйству. Своим близким любит делать подарки, может сам изготовлять красивые сувениры. В семье не терпит давления. Близкие и друзья очень ценят Муслима за его находчивость и умение найти выход из любой ситуации, поэтому всегда ценят его советы. Он всегда готов помочь не только словом, но и делом. Все его любят, ценят и прощают за постоянные опоздания на встречи или работу, так как он не всегда может рассчитать время.

Пик популярности

После временного забвения Магомаева вновь стал знаменит. В 1969 году он завоевал первую премию на Международном фестивале в городе Сопоте. В 1968 и 1970 годах получил в Каннах награду «Золотой диск». В 1973 году творческая биография Муслима Магомаева вышла на новый уровень: певцу присвоили звание «Народный артист СССР». В течение многих лет (с 1975-го по 1989-ой) вокалист являлся художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым неоднократно гастролировал по Советскому Союзу. Популярность артиста в 1970-е годы была поистине безграничной. Его пластинки расходились огромными тиражами, даже в наши дни он остается непревзойденным кумиром для многих людей, живущих на постсоветском пространстве. В репертуаре певца более шестисот произведений, среди которых присутствуют арии, романсы, эстрадные песни.

Последние годы

В 1998 году артист оставил творческую деятельность и поселился вместе с семьей в Москве. Будучи тонкой натурой, он понимал, что уходить со сцены нужно вовремя и с достоинством. Занимался живописью и вел оживленную переписку через интернет с поклонниками в последние годы Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца до сих пор волнуют многочисленных почитателей его таланта. По свидетельству друзей, исполнитель страдал заболеванием сердца и легких, но совершенно не умел беречь себя — мог выкурить три пачки сигарет за день. Одной из последних песен артиста была композиция «Прощай, Баку», записанная в 2007 году. Скончался в 2008 году, 25 октября, в возрасте шестидесяти шести лет Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца ни для кого не является тайной. Певец умер от ишемической болезни сердца.

Личная жизнь

Артист был женат дважды. В 1960 году он сочетался браком с девушкой по имени Офелия. Муслим Магомаев, биография, его дети всегда являлись предметом обсуждения в народе. Первый брак певца распался через год, однако супруга успела подарить ему дочь. Девочку назвали Мариной. Это единственный ребенок певца. В настоящее время живет в Соединенных Штатах вместе с супругом и воспитывает сына по имени Аллен дочь Муслима Магомаева

Биография певца в 1974 году, 23 ноября, отмечена повторным браком. Он женился на Синявской Тамаре Ильиничне — певице, народной артистке СССР. С ней Муслим Магомедович прожил до самой смерти.

Такова биография Муслима Магомаева. Его жизненный путь был незабываемым и ярким. Он стал символом целого поколения и до сих пор живет в памяти многочисленных поклонников.

Ссылка на основную публикацию
Похожее