- 22 Декабря, 2019
- Искусство
- Людмила Пичахчи
Родоначальник династии Вертинских, Александр Николаевич Вертинский, остался в истории российского искусства как певец, поэт и артист театра и варьете. С годами только возрастает интерес к песням и стихам, которые написал Александр Николаевич Вертинский. Биография его трагична, как и у многих творческих личностей, рожденных в эпоху грандиозных перемен и событий грозных лет перед революцией 1917 года.
Семья и сложности
Из биографии Александра Николаевича Вертинского можно узнать, что ребенок в пятилетнем возрасте осиротел. Смерть родителей стала причиной воспитания у родственников. У мальчика была старшая сестра Надя, но ее взяли к себе другие люди, поэтому ближайшая родня росла порознь. В этот период мальчик не проявлял никакого рвения в учебе, и во втором классе его и вовсе исключили. Этим неудачным для ребенка образовательным учреждением стала Александровская гимназия. Взявшие ребенка на воспитание взрослые решили перевести мальчика туда, где учиться будет проще, но он снова оказался исключен, и вновь по тем же причинам – успеваемость была слишком низкой. Сам ребенок наслаждался в ту пору только лишь музыкой, поэтому его любимыми местами были городские улочки и Владимирский собор в период хоровых песнопений.
Из биографии Александра Николаевича Вертинского можно узнать, что мальчик родился в Киеве, и именно здесь он прожил первые годы своей жизни. В 1913 г. ему удалось накопить аж четверть сотни – немалые по тому времени деньги, и все они были потрачены на поездку в Москву. Ребенок мечтал стать актером – именно такова была цель его путешествия. В столице он оказался в Мамоновском переулке, где привлек внимание владелицы Театра Миниатюр. Мария предложила новенькому работу, и так состоялся дебют. Название номера сохранилось в истории – «Танго». Во время выступления Вертинский стоял вблизи кулис и распевал наполненную иронией песенку, выдавая острые комментарии относительно кружащейся в танце пары на сцене. Номер оказался невероятно успешным, а юный артист в качестве оплаты получил борщ с котлетами.
Без сложностей – никуда
В биографии Александра Николаевича Вертинского обязательно рассказывают, с какой именно целью молодой человек сорвался из обжитых киевских мест и поехал в столицу – у него была мечта сыграть в постановке «На дне» по материалам Горького, причем исполнить не абы какую роль, а Барона. Вертинский попытался пройти в МХТ, но это закончилось крахом из-за сложностей с произношением. Попытка была предпринята в 1913 г. Юноша оказался в числе лучше отобранных, в пятерке главных претендентов, но на последнем экзамене ему попался Станиславский, обративший внимание на картавость мальчика. На этом все и закончилось – путь в МХТ был закрыт.
Так сложилось, что до начала Первой мировой Александр Николаевич Вертинский смог организовать себе все возможности богемной жизни. Именно тогда ему впервые встретился кокаин; многообещающий артист практически сразу стал зависимым. В тот момент наркотик считался едва ли не самым сильным допинговым средством для творческих людей, а приобрести его можно было в простой аптеке без всяких ограничений на продажу. Немецкий продукт в запечатанной упаковке коричневого цвета, содержавшей один грамм порошка, был доступен всякому, у кого хватало денег. Правда, как отмечали современники, вскоре Вертинский осознал, что зависимость губит его, и решил с ней бороться кардинальными мерами: он отправился воевать в числе добровольцев.
«Девять жизней Нестора Махно»
Конечно же, выше упоминаются еще далеко не все фильмы и сериалы, в создании которых принял участие Вертинский. «Девять жизней Нестора Махно» — многосерийная историческая лента, представленная на зрительский суд в 2007 году. Сюжет позаимствован из одноименного произведения Болгарина и Смирнова. Картина, как легко догадаться из названия, рассказывает о жизни и деяниях знаменитого революционера-анархиста.
В исторической драме «Девять жизней Нестора Махно» Алексею досталась пусть и небольшая, но яркая роль. Он убедительно сыграл генерала Врангеля.
Санитар и артист
Известно, что Александр Николаевич Вертинский на фронте оказался в качестве санитара. Его местом службы был 68-й поезд, организованный вступившими в сотрудничество городами России. При поезде имелась книга, в которую было необходимо вносить каждую процедуру перевязки. Вертинский занимался тяжелыми случаями, а легкими – служившие здесь же девушки. Когда служба закончилась, по книге подсчитали, что Вертинский перевязал раненых 35 000 раз. Он вернулся в мирные края в 1915-м, поскольку сам получил ранение.
С середины этого года и до конца 1917-го, как известно из любой краткой биографии Александра Николаевича Вертинского, ему довелось выступать загримированным под печального Пьеро. Как отмечал артист, это был спонтанно рожденный образ, отражавший период его службы – в те времена санитары организовывали для раненых маленькие выступления. Грим для них был обязательным, поскольку помогал справиться с неуверенностью в своих силах и страхом выступления перед наполненным аудиторией залом. Благодаря маске молодой артист быстро приходил в себя. В 1917-м он набрался опыта, объехал с выступлениями большую часть российских городов и нашел в себе силы отказаться от грима. С этого момента он выступает в специальном фраке.
Поиски себя
Выпускником эстрадно-циркового училища Вертинский Алексей стал в 1980 году. Около трех лет молодой человек посвятил службе в Новосибирском цирке. Он добился определенных успехов в роли артиста разговорного жанра, исколесил со своей труппой всю Сибирь. Зрители приходили в восторг от его тандема с Михаилом Кузнецовым.
Далее Алексей какое-то время прожил в Находке, исполнял обязанности руководителя Дома культуры моряков. Затем наступил кризис 90-х, который пагубно отразился на карьере многих артистов. Вертинскому в эти годы также пришлось несладко. Он сменил несколько театров, подрабатывал сторожем, продавцом, санитаром. Иногда ему казалось, что жизнь закончилась, Алексей даже стал злоупотреблять спиртным.
Дом и его отсутствие
На многих фото Александра Николаевича Вертинского можно видеть за его спиной красивые, но совсем не русские пейзажи. Это связано с его жизненными перипетиями – в 1917-м было решено перебраться в эмиграцию в Константинополь. Из России артист уплыл на одном корабле с Врангелем. В Турции удалось приобрести греческий паспорт, и с этого момента мужчина назвался Александром Вертидисом. Что любопытно, в Греции он так никогда и не оказался, зато побывал в огромном количестве стран и местечек нашей планеты.
Всего в эмиграции, как рассказывает про его жизнь творческая и личная биография, Александр Вертинский провел более двух десятилетий. Наибольшая известность к нему пришла как раз в период проживания вне пределов родной страны. Двухлетний промежуток он обитал в турецких городах, откуда перебрался в Румынию. Вертинский был в Бессарабии, жил в польских городах и французских, на некоторое время поселился в немецкой столице. В европейских державах он обитал до 1934 г., затем перебрался в Шанхай еще на девять лет. В 1943 г. было решено вернуться на родину. Вертинский стал гражданином мира, а его непростая жизнь была наполнена приключениями и переездами. Впрочем, нежной и любимой родиной, видевшейся ему в снах, на всю жизнь остался Киев – и об этом сам Вертинский рассказывал не раз.
Музыка
После возвращения Вертинский продолжил сниматься в кино и играть в театре Арцибашевой. Тогда-то и появился легендарный образ Пьеро. Миниатюры, «Песенки Пьеро», романсы «Я сегодня смеюсь над собой», «Панихида хрустальная», «Кокаинетка», «Желтый ангел» подарили Александру Николаевичу огромное количество поклонников. Даже строгие критики отзывались неизменно положительно о выступлениях Вертинского.
Александр Вертинский в образе Пьеро
Причина такой популярности — искренность автора. Вертинский не боялся говорить и петь о том, что беспокоило каждого человека. Вопросы жизни и смерти, безответная любовь, духовный и культурный кризис общества — эти проблемы нашли отражение в песнях Вертинского. Александр Николаевич исполнял композиции как на собственные стихи, так и на поэзию Александра Блока, Марины Цветаевой, Игоря Северянина.
Александра Николаевича отличал собственный стиль, характерное грассирование и, конечно, тексты, неизменно берущие за душу. Образ страдающего Пьеро породил массу последователей и пародистов, но никому и близко не удалось подойти к мастерству Вертинского.
Подобная откровенность текстов подарила Вертинскому не только преданных поклонников. Певцом заинтересовалась так называемая Чрезвычайная комиссия, представители которой прозрачно намекнули Александру Николаевичу, что стоит быть осторожнее в творчестве. Есть мнение, что именно постоянное внимание цензоров толкнуло Вертинского на эмиграцию. Однако сам Александр Николаевич много лет спустя напишет:
«Что толкнуло меня на это? Я ненавидел Советскую власть? О нет! Советская власть мне ничего дурного не сделала. Я был приверженцем какого-либо другого строя? Тоже нет: Очевидно, это была страсть к приключениям, путешествиям. Юношеская беспечность».
Как бы то ни было, в конце 1917 года Вертинский отправился в большой гастрольный тур, продлившийся два года. Артист посетил множество городов, а затем, купив греческий паспорт, покинул страну и уехал сначала в Румынию, а затем в Польшу. В последующие годы домом для Александра Николаевича становились Париж, Берлин, даже Палестина. И везде Вертинский продолжал собирать полные залы. Поклонников таланта Александра можно было встретить в любом городе мира.
В 1934-м Вертинский приехал в Америку. Первый же концерт в заокеанской стране собрал под одной крышей весь цвет русскоязычной эмиграции, соскучившейся по родной речи. Спустя год Вертинский уехал в Шанхай, и даже там встретил огромное количество поклонников. На родину Александр Николаевич вернулся только в 1943 году.
Китай и Россия
Хотя споры о национальности Александра Николаевича Вертинского и по сей день иногда возникают, официально он был русским, советским эстрадным деятелем, актером и автором, а на практике и вовсе гражданином мира, не ограниченным какими-либо рубежами стран. В 1935 г. он решил отправиться в китайские земли, где прижился ни много ни мало на восемь лет. Здесь он впервые встретился с финансовыми проблемами, а богемная жизнь подошла к концу. Кстати говоря, именно по этой причине внезапно поступившее одобрение возвращения на родину исключительно обрадовало артиста: к этому моменту он погряз в долгах и не ожидал никакой помощи. Решив закрыть финансовые сложности, Вертинский рискнул и вложился в кабаре «Гардения». Впрочем, уже через месяц заведение обанкротилось, и возможное раннее возвращение домой отложилось на неопределенный срок: композитор и автор стихов ожидал конца Второй мировой, одновременно постепенно разбираясь с накопившимися долгами.
Будучи на грани отчаяния, артист отправил письмо на имя Молотова. Автор многих известнейших песен Александр Николаевич Вертинский получил разрешение на пересечение границы в 1943 г. В ноябре этого года актер и его жена, маленькая дочь (Марианне было 4 месяца) поселились в одном из московских кварталов.
Эмиграция
Александр Николаевич пишет, что его скитания по миру не были бегством от советской власти. Новое государственное устройство России не воспринималась им враждебно. Он перемещался по странам и континентам вместе с потоком эмигрантов. Биография Вертинского – это история искателя приключений, исследователя новых земель и народов. Театрально-поэтическая среда, актёры, литераторы и их поклонники первые годы держались довольно тесно. Как говорится, до тех пор, пока не распродали все фамильные бриллианты и не растратили талант. Многие спились и обнищали. Русскоязычные писатели, модные и уважаемые на родине, оказались невостребованными за рубежом. Писать на чужом языке трудно, для того, чтобы понять менталитет и быть интересным публике, нужно родиться в этой стране.
Господь благоволил Александру Николаевичу. Полушутя, полусерьёзно он сказал как-то, что когда Бог просматривал личные дела своих подопечных, спросил, кто такой этот Пьероша, что трудился на перевязках раненых бойцов в санитарном поезде в вагоне для тяжелораненых? Ему ответили, что это артист, исполняющий грустные песни. Господь, посмотрев, как работает молодой человек, назначил ему такую судьбу: «Помножьте число сделанных им перевязок на миллион и верните их ему в аплодисментах». Правда это или нет, но мало кто из представителей мира искусства может похвастаться тем, что всю жизнь, в самых разных странах мира он был востребованным и хорошо оплачиваемым артистом, говорящим только на одном, русском языке. Что это, если не дар, который получил от судьбы лишь один – русский Пьеро Александр Вертинский? Биография, личная жизнь, интересы и удивительные обстоятельства, которые нам известны о нём, показывают человека благородного, умеющего много и тяжело работать, не щадя здоровья и не гоняющегося за личным комфортом. Он был из тех, кто наибольшее удовольствие получает от радости других людей, будь то зрители из концертного зала, маленькие дочки или любимая жена Вертинского Лидия, биография которой приведена ниже.
Певучий речитатив и красивое выразительное грассирование бледного и тонкого Пьеро заставляло прислушиваться к словам его томных и декадентских песен, проникаться их интонациями. Стоило ему произнести «Над розовым морем», и зал погружался в тишину. В Вертинском была некая аристократическая магия. Он управлял настроением публики, как мистик или гипнотизёр.
Александр Николаевич в разное время жил в Турции, Франции, Румынии, Австрии, Венгрии, Германии, Польше, Палестине, Египте, Ливии, Ливане, Америке и Китае. Его скитания длились почти 25 лет. Любимец женщин, приятель королей, великих князей, политиков, кардиналов и миллионеров, завсегдатай закрытых клубов для избранных, друг звёзд мировой сцены театра и кино, он все эти годы с теплотой вспоминал родину, писал о ней стихи, интересовался новостями и ждал разрешения вернуться.
Один и не один
Сегодня многими любимо творение «Желтый ангел» Александра Вертинского, и ценители отдали бы многое, чтобы услышать его в исполнении автора. Так получилось, что даже у современников артиста было не слишком много возможностей оценить его талант. После возвращения из продолжительного пребывания в эмиграции талантливый человек изредка давал выступления в столичных заведениях, иногда – в ленинградских. Его не приглашали выступать на радио, препятствовали изданию пластинок, а газеты не публиковали рецензий на его творчество.
Известно, что всего было написано около сотни песен. Александр Вертинский смог из них издать лишь около трех десятков – все остальные запретили. Каждый из концертов артиста проходил под надзором цензора, контролировавшего соблюдение установленных державой рамок.
Не только политические, но и личностные переживания усложняли жизнь известного человека. Как известно из биографии Александра Николаевич Вертинского, жен у него было две. Первую звали Рахиль, вторую – Лидия. Лида была младше своего супруга на 34 года. Она известна своей актерской карьерой, сыграла в нескольких популярных фильмах и издала книгу «Синяя птица любви». Именно от этой женщины у Вертинского было две дочери: Марианна, Анастасия. Обе они пошли по стопам родителей и стали известными актрисами.
Доченьки
У Александра Вертинского есть очень милая, нежная и немного грустная песня «Доченьки». Две его дочки, Марианна и Анастасия, до самой смерти Александра Николаевича были окружены постоянной заботой отца. Во время гастролей он покупал им наряды и подарки, вёз фрукты, конфеты. В одном письме, откуда-то из Средней Азии, он пишет, что привезёт барашка и вкуснейшую вяленую хурму «королёк». В Советском Союзе в те годы с продуктами питания и изделиями лёгкой промышленности были большие проблемы. Отец считал своим долгом дать девочкам максимум того, что может любящий отец. А любил он их беззаветно и баловал от всей души. Читая его письма и воспоминания, можно заметить, что он постоянно и планомерно занимался их воспитанием. Он растил дочек женщинами, уважающими своё человеческое достоинство, а это такая черта, которая практически полностью отсутствовала у их советских современниц, независимо от их социального положения.
Обе дочки стали прекрасными и знаменитыми актрисами, а также обаятельнейшими красавицами, вскружившими головы немалому количеству интересных мужчин.
Даты, числа и звания
Известно, что отец Александра Вертинского был частным поверенным. Его звали Николаем Петровичем. Он родился в семье работника железной дороги, занимался адвокатским делом, одновременно был журналистом и публиковал свои фельетоны в «Киевском слове». Для них был выбран псевдоним граф Нивео.
Матерью Вертинского была дворянка Евгения Сколацкая. В свое время Николай не смог взять ее в жены, потому что первая супруга отказывалась разводиться, и спустя некоторое время пришлось усыновить собственных детей – Надю и Сашу. Вертинский вспоминал, что его родители были невероятно сильно влюблены друг в друга, и условности для них ничего не значили. Когда мальчик был в трехлетнем возрасте, мама скончалась, еще через два года чахотка стала причиной смерти отца. Детей забрали материнские сестры. Тетки мешали брату и сестре поддерживать контакт, и долгое время Саша был уверен, что его старшая сестра умерла. Они встретились лишь через несколько лет и сразу стали близки друг другу.
Начало театральных увлечений
Так сложилось, что девятилетний мальчик сдал вступительные гимназистские экзамены на «отлично», хотя учеба не была для него любимым делом, что в скором времени закончилось исключением. Обучаясь впоследствии в Четвертой киевской гимназии, он впервые открыл для себя театр и попытался принять участие в выступлении. В будущем автор многочисленных песен, Александр Вертинский поначалу получил исключительно неприятный театральный опыт. Его взяли на роль статиста в заведение Соловцова. В будущем Вертинский встретит многих звезд, чья практика начиналась с оперы или оперетты, а вот этот всемирно известный автор пробил себе путь через литературные возможности. Он и сам признавал, что не может считать себя артистом, но принадлежит к числу богемы в области литературы. Творчество его больше похоже на труд поэта, но никак не артиста, и важным становится не столько исполнение, сколько комплексная оценка произведения, выбор подходящих слов, которые бы сложились в оригинальный мотив.
Во многом то, какими в будущем стали стихи Александра Николаевича Вертинского, определило литературное собрание Зелинской. Молодой автор был в ее окружении и именно здесь начал формироваться его уникальный стиль, а вместе с ним – мировоззрение. В доме Софьи нередко можно было видеть Кузьмина, Эльснера, Осмеркина и Малевича. Завсегдатаями были Шагал и Альтман. Представления о прекрасном, философия этого сообщества сильно повлияли на Вертинского, он получил немалый опыт духовный и в области отрочества. Ему довелось делать рецензии на шаляпинские выступления, на Вавича, Руффо и Ансельми. В будущем великий поэт, молодой Вертинский печатал в локальных изданиях собственные маленькие рассказы. Постепенно имя становилось все более известным для местных интеллигентов. Чтобы обеспечить себе жизнь, в те времена Александр работал грузчиком и корректором, продавцом открыток, нередко исполнял роли в спектаклях и даже успел поработать бухгалтером в гостинице, откуда, впрочем, вскоре был уволен.
Театр
В 1997 году актер Алексей Вертинский влился в коллектив Молодого театра, затем стал сотрудничать и с театром «Браво». Жизнь его постепенно налаживалась, вредные привычки остались в прошлом.
«Синий автомобиль», «Дядя Ваня», «Наполеон и Жозефина» — нашумевшие постановки с его участием. Также Алексей был задействован в опереттах «Тетка Чарлея», «Марица».
Московские времена
Стихи Александра Вертинского пока еще не ценились слишком высоко, и он решил поискать новые возможности в столичном регионе. В Москву Вертинский переехал вместе со своей старшей сестрой, к этому моменту уже начавшей карьеру актрисы. Они выбрали местом обитания бахрушинский дом в Козицком переулке, начали свои выступления в сообществах драматургов, стали искать пути, чтобы войти в литературную общину. Александр получил возможность режиссировать постановку Блока «Балаганчик» – в те времена блоковские творения были исключительно популярны в молодежной среде. Во многом мировоззрение и стиль самого Вертинского формировались под влиянием именно Блока, о котором он говорил как о формирующей мир человека стихии. Он отмечал, что все представители богемного мира были резки, что-то скрывали, кого-то критиковали, были честолюбивы и наполнены нереализуемыми желаниями. Над этой мелочностью жизни веял поэтический ветер блоковской поэзии, вольный и хмельной, заражавший сердца молодежи мечтами о Прекрасной даме. Стоит отметить, что сам Вертинский своему кумиру подражать не пытался, а лишь впечатлялся его образами и жил по принципам, которые сам считал близкими Блоку.
С участием Александра Вертинского фильм впервые вышел в 1912 г. Его дебютную роль можно видеть в картине Ильи Толстого «Чем люди живы?». Актер сыграл Ангела, падавшего с неба. Став старше, Вертинский исполнил еще немало ролей, преимущественно в картинах студии Ханжонкова, в основном – второстепенных. Одна из них будет снята по стихотворению самого поэта – «Бал Господень». Съемочная площадка позволила Вертинскому завести много новых знакомств, сыгравших взаимовыгодную роль. К примеру, известно, что Вера Холодная стала настолько популярной именно за счет Александра, опознавшего в скромной женщине демоническую красотку, которая в будущем покорит сердца многих людей. Кстати говоря, он был ее тайным почитателем, и среди творений Александра Вертинского лучшее, по мнению, многих, стихотворение было посвящено именно Вере – «Ваши пальцы пахнут ладаном».
Детство. Первые творческие опыты
Александр Вертинский родился
21 марта (9 марта по старому стилю) 1889 года в Киеве, Российской империи. Его родители — Николай Петрович Вертинский и Евгения Степановна Сколацкая, не состояли в официальном браке. Дети (сын Александр и дочь Надежда) были официально усыновлены отцом. Когда Саше Вертинскому было три года, умерла мать, а спустя два года погиб от скоротечной чахотки отец. Брата и сестру взяли на воспитание сестры матери в разные семьи. Всячески препятствуя их общению, тетки сообщили Александру заведомую неправду о смерти[en] сестры. Встретились брат и сестра уже взрослыми.
Уже в гимназические годы Александр Вертинский увлекся театром, выступал в любительских спектаклях и в качестве статиста на сцене киевского Соловецкого театра.
Развитие и творческой стиль Александра Вертинского начали складываться в киевском литературном собрании Софьи Николаевны Зелинской. В ее доме собирались многие интересные люди – поэты Михаил Кузмин, Владимир Эльснер, художники Александр Осмеркин, Казимир Малевич, Марк Шагал, Натан Альтман.
В этот период Александр Вертинский пробует заняться литературным трудом, в газете «Киевская неделя» появляются его рассказы – «Портрет», «Папиросы «Весна», «Моя невеста», а в еженедельнике «Лукоморье» – рассказ «Красные бабочки». Молодой поэт пишет театральные рецензии на выступления крупных знаменитостей – Шаляпина, Вяльцевой, Вавича, Ансельми, Каринской, Руффо. Его имя становится известным в среде киевской творческой интеллигенции.
На московской сцене. В кино
В 1909-1910 гг. Александр Вертинский переехал в Москву, стремясь найти себя и сделать карьеру, играл в маленьких студиях и кружках небольшие роли в модных пьесах, пытался поставить пьесу Блока «Балаганчик».
В начале 1912 Александр Вертинский поступил в театр миниатюр М. А. Арцибушевой, где выступал с небольшими пародиями. Одной из первых работ Вертинского стал номер под названием «Танго»: балетная пара танцевала танго, а Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку-пародию на действие на сцене. Номер имел успех, и артист впервые увидел крошечную рецензию в прессе: полторы строчки в «Русском слове». В 1913 он попытался исполнить свою мечту – поступить в Московский художественный театр, однако не был принят из-за дефекта дикции: экзамен принимал сам Константин Станиславский, и ему не понравилось, что молодой человек плохо выговаривает букву «р».
С 1912 Александр Вертинский успешно снимался в немом кино («Король без венца», «От рабства к воле», «Чем люди живы»), на съемочной площадке он подружился со звездами русского кино начала 20 в. — Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. Один из сценариев был основан на стихотворении Вертинского «Бал господень».
В этот же период Александр Вертинский познакомился с Владимиром Маяковским и выступал в кафе футуристов вместе с ним, но футуризм оказал на творчество Вертинского слабое влияние. Мир футуристов, их философия и творческая позиция не были близки Вертинскому. На него большее влияние оказали поэзоконцерты Игоря Северянина.
Первая мировая война. Рождение Пьеро
Во время Первой мировой войны (First World War), в конце 1914, Александр Вертинский отправился добровольцем-санитаром на поезде, который курсировал между передовой и Москвой и прослужил до весны 1915, когда после небольшого ранения вернулся в Москву.
После возвращения в Москву Вертинский начал выступать в театре миниатюр Арцибушевой, но уже с собственным номером – «Песенками Пьеро». В качестве «ариэток Пьеро» Александр Вертинский исполнял свои стихи, положенные им на музыку, чаще всего собственного сочинения: «Маленький креольчик», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном» (посвященные Вере Холодной), «Сероглазочка», «Минуточка», «Я сегодня смеюсь над собой», «За кулисами», «Дым без огня», «Панихида хрустальная», «Безноженка», «Бал господень», «Пес Дуглас», «О шести зеркалах», «Jameis», «Я маленькая балерина» (в соавторстве с Н. Грушко), «Кокаинетка» (слова В. Агатова).
Со своими песенками Александр Вертинский выступал в Петровском театре, в кабаре «Жар-птица», в театрах миниатюр. Критика быстро отозвалась на растущий успех Вертинского (статьи С. Городецкого и Б. Савинича в газетах «Рампа и жизнь» и «Театральная газета»).
Циклы стихов Александра Вертинского рождались как «вариации на тему», для них характерно перенесение человеческих эмоций на неодушевленные предметы, использование экзотических названий и сравнений как попытка ослабить или же совершенно снять довлеющее ощущение материальности мира. При этом в своих стихах он стремился показать, что никем не понятый, одинокий человек беззащитен перед лицом огромного безжалостного мира. Именно поэтому песенки Вертинского оказались «впору любому», каждый мог увидеть в них себя. Он избавился от традиций русского романса, которые уже стали рутиной, и предложил эстраде другую песню, связанную с эстетикой новейших течений в искусстве и культуре, и, прежде всего, авторскую художественную песню.
Вертинскому удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Привлекательным для публики был также особенный стиль Александра Вертинского, сценическая маска. С середины 1915 по конец 1917 артист выступал в гриме печального Пьеро. Казалось бы, белый Пьеро не годился для исполнения лирических и даже трагических песенок о любви, дружбе и смерти, ведь Пьеро – буффон французского варианта комедии дель арте. Однако, для искусства серебряного века был характерен поиск маски, неповторимого образа в искусстве. Зритель шел «на маску», и ее стремились использовать самые разные деятели искусства: желтая кофта Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве.
На выбор сценической маски Александра Вертинского оказала влияние поэзия Блока, которой Вертинский очень увлекался, в частности пьеса «Балаганчик» и цикл стихов «Маски». Хотя сам артист утверждал, что этот грим родился спонтанно, когда он и другие молодые санитары давали небольшие «домашние» концерты для раненых, и был необходим на сцене исключительно из-за сильного чувства неуверенности и растерянности перед переполненным залом. Эта маска помогала артисту входить в образ. Его Пьеро – комичный страдалец, наивный и восторженный, вечно грезящий о чем-то, печальный шут, в котором сквозь комичную манеру видны истинное страдание и истинное благородство. Вертинский с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир. Впечатление дополняли умело созданные декорации и «лунный» свет.
Образ черного Пьеро появился позднее: мертвенно-белый грим на лице заменяла маска-домино, белый костюм Пьеро – совершенно черное одеяние, единственным белым пятном на котором выделялся шейный платок. Новый Пьеро стал в своих песенках ироничнее и язвительнее прежнего, поскольку утратил наивные грезы юности, разглядел будничную простоту и безучастность окружающего мира.
Успех. Отказ от маски Пьеро
В 1916 Александр Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917 артист объехал почти все крупные города Российской империи, где выступал с неизменным успехом. В этот период он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступая от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразной маской.
Отъезд из «бездарной страны»
После революции 1917 Александр Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. Романс Вертинского «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес Чрезвычайной комиссии, куда и вызвали артиста для дачи объяснений. Сохранилась легенда, что когда Вертинский возмущенно заметил представителям ЧК: «Это же просто песня, и потом, вы же не можете запретить мне их жалеть!», он получил четкий, лаконичный ответ совсем в духе времени: «Надо будет, и дышать запретим!».
В конце 1917 он отправился вместе со многими своими коллегами гастролировать по южным городам России, вслед за отступающей белой армией. Почти два года Александр Вертинский провел на юге, давал концерты на подмостках маленьких театров, в литературно-артистических обществах: Екатеринослав, Одесса, Харьков, Ялта, Севастополь. Он покинул Россию в 1919 на пароходе «Великий князь Александр Михайлович».
Константинополь, Румыния, Польша
В Константинополе Александр Вертинский выступал в самых дорогих и фешенебельных кабаре «Черная роза» и «Стелла», пел цыганские романсы, стилизованные русские песни и мечтал о гастролях по Бессарабии, концертах перед «своей» русской публикой. Артисту удалось купить греческий паспорт, что открывало возможности для свободного передвижения по миру.
В Румынии Александр Вертинский был принят очень тепло, он мог, наконец, петь свои песни, выступая перед русским зрителем. Однако, он был выслан из страны как неблагонадежный элемент, разжигающий антирумынские настроения среди русского населения в присоединенной Бессарабии. Причиной подобного обвинения послужил ошеломляющий успех у русского населения песни Вертинского «В степи молдаванской».
Артист отправился в Польшу, где провел 1922-1923 гг. В этот период Александр Вертинский впервые обратился в советское консульство в Варшаве с просьбой о возвращении в Россию, под прошением поставил положительную резолюцию советский посол в Польше П. Л. Войков, по совету которого Вертинский и предпринял эту попытку. Ему отказали. В эти годы Вертинский с большим успехом гастролировал в Австрии, Венгрии, Бейруте, Палестине, Египте, Ливии, Германии.
В Берлине Вертинский прожил с 1923 по 1925., там же женился на дочери русских эмигрантов Потоцких, Раисе, с которой познакомился в Сопоте. Однако семейная жизнь не сложилась, и пути молодых супругов быстро разошлись. Вновь они встретились уже в Шанхае, когда встал вопрос о втором браке Вертинского. К середине 1920-х гг. Вертинский становится мировой знаменитостью, однако, когда он попытался вторично обратиться к главе советской делегации в Берлине А. Луначарскому с просьбой о возвращении на родину, ему снова отказали. Вертинский отправился в Париж — столицу творческой эмигрантской интеллигенции.
Париж
Во Франции в то время к артистам относились как к высшим существам: со смесью гордости и восхищения. Александр Вертинский прожил здесь почти десять лет, с 1925 по 1934. Эта страна пользовалась, пожалуй, наибольшей любовью артиста после родной России: «…моя Франция – это один Париж, зато один Париж – это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж… это родина моего духа!»
Здесь Александр Вертинский выступал в «Большом Московском Эрмитаже», «Казанове», «Казбеке», «Шахерезаде». Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности артиста. В годы эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: «Пани Ирена», «Венок», «Баллада о седой госпоже», «В синем и далеком океане», «Концерт Сарасате», «Испано-Сюиза», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго «Магнолия», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Femme raffinee», «Джимми», «Рождество», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Марлен», «Желтый ангел», «Ирине Строцци».
В Париже Вертинский общался с И. Мозжухиным, Федором Шаляпиным, Сержем Лифарем, А. Павловой, Ю. Морфесси, Н. Плевицкой, Тамарой Карсавиной, Н. Балиевым, Сергеем Рахманиновым. Здесь же он познакомился с Чаплином, Мэри Пикфорд, Марлен Дитрих, Гретой Гарбо. Во многом именно они подали Вертинскому мысль о гастролях в Америке[en].
Страна «желтого дьявола»
Осенью 1934 пароход «Лафайет» увез Александра Вертинского в Америку, он гастролировал в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Чикаго. Здесь Вертинский выступал в нью-йоркском «Таун-холле», в крупных мюзик-холлах, имел успех. В Голливуде ему предложили сниматься в фильме, но сценарий был написан на английском языке. Неплохо владея немецким и в совершенстве зная французский язык, Вертинский не переносил английскую речь и отказался от съемок.
В период эмиграции артист достиг своего творческого расцвета, Александр Вертинский был популярен не только в среде эмигрантов, он имел мировую известность, несмотря на то, что исполнял свои песни исключительно на русском языке. Успеху Вертинского способствовали его великолепные артистические данные и уникальная исполнительская манера – с первых минут общения с аудиторией артист умело «настраивался» на нее. Оттеняя тонкими нюансами исполнение своих песенок, он мог придать им иной смысл, рассмотреть их под другим углом зрения, сделать более близкими и понятными именно этой аудитории.
Шанхай
В октябре 1935 Александр Вертинский уехал в Китай в надежде обрести русского слушателя в лице большой эмигрантской общины в Шанхае. Здесь артист оставался до 1943, до своего возвращения в Советский Союз. Живя в Китае, Вертинский впервые в своей эмигрантской жизни узнал нужду; кроме того, для артиста, привыкшего вращаться в мировых центрах, жизнь в Китае выглядела очень провинциальной. Он пел в кабаре «Ренессанс», в летнем саду «Аркадия», в кафешантане «Мари-Роуз», но это были очень скромные заведения.
В жизни артиста наступил кризис. В этот момент Вертинского пригласили в советское посольство и предложили вернуться на родину, предъявив «официальное приглашение ВЦИКа, вдохновленное инициативой комсомола». Это был 1937 год. Для Вертинского приглашение было большой неожиданностью, он стремился как можно скорее разделаться с долгами, чтобы уехать в Советский Союз. Для этого Александр Вертинский решился вступить в рискованное предприятие, он стал совладельцем кабаре «Гардения», которое потерпело финансовый крах через месяц.
В это же время артист начал работать в советской газете «Новая жизнь» в Шанхае, выступать в клубе советских граждан, участвовать в передачах радиостанции ТАСС, готовить воспоминания о своей жизни за рубежом. Таким образом Александр Вертинский пытался продемонстрировать лояльность к советской власти, почувствовать себя полноправным гражданином родной страны. Однако, бумаги на въезд в СССР задерживались, в том числе и по причине начавшейся войны 1939-1945 гг.
Снова в России
26 мая 1942 года в Кафедральном соборе, в Шанхае Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава, двадцатилетней дочерью служащего КВЖД. После японской оккупации материальное положение семьи стало очень тяжелым. Вертинский отчаялся получить разрешение вернуться на родину, но в 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение было получено. В конце 1943 семья Вертинских с четырехмесячной дочерью Марианной поселилась в Москве на улице Горького.
Творчество этого периода имеет совсем иную окраску, нежели песенки периода эмиграции, парижского времени. Он писал песни на стихи советских авторов и сам сочинял патриотические тексты, полные любви к Родине, несущей тяготы войны. К ним относятся песни: «О нас и о родине», «Наше горе», «В снегах России», «Иная песня», «Китеж».
Любовная лирика Александра Вертинского, несмотря на счастливый роман и последующий брак, стала безрадостной и трагичной, несла отпечаток кризиса, в ней не осталось ничего от романтической светлой грусти его ранних лирических стихов. «Прощание», «Ненужное письмо», «Бар-девочка», «Убившей любовь», «Спасение», «Обезьянка Чарли», «В этой жизни ничего не водится», «Осень» – это довольно горькие стихи. Некоторое исключение составляет стихотворение «Без женщин», написанное с прелестной иронией, героем которого является блестящий, симпатичный, кокетливый любимец женщин, встающий в позу остепенившегося, приличного джентльмена.
Александр Вертинский прожил на родине 14 лет. Все это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами, имел огромный успех. Он объездил с концертами всю страну от Еревана до Мурманска, от Риги до Петропавловска-Камчатского. Вертинский снимался в кино: «Заговор обреченных» (1950, роль кардинала, Государственная премия 1951), «Великий воин Албании Скандербег» (роль дожа Венеции), «Анна на шее» (1954, роль князя). В конце 1944 в семье Вертинских родилась вторая дочь Анастасия. За 14 лет жизни в СССР Вертинский написал чуть более двадцати стихов: «Доченьки», «Салют», «Пред ликом родины», «Птицы певчие», «Отчизна», «Жене Лиле», «Детский городок».
Казалось бы, жизнь на родине складывалась счастливо и удачно. Однако, из ста с лишним песен из репертуара Вертинского к исполнению в СССР было допущено не более тридцати, более того, на каждом концерте присутствовал цензор, который зорко следил, чтобы артист не выходил за поставленные рамки. Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, на радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, не было рецензий в газетах.
Александр Вертинский выступал в основном в провинции, в небольших отдаленных городах, добираться до которых, жить в тяжелых бытовых условиях было часто не под силу немолодому человеку. Материальные трудности усугублялись душевным одиночеством артиста, привыкшего общаться с творческой и духовной элитой европейских столиц. Из его переписки видно, как тяготила артиста эта двусмысленная ситуация. Е. Р. Секачева
Еще:
Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в семье частного поверенного. Николай Петрович Вертинский помимо адвокатской практики занимался еще и журналистикой: в «Киевском слове» он публиковал фельетоны под псевдонимом Граф Нивер. Брак между отцом Вертинского и его матерью, Евгенией Степановной Сколацкой, оформлен не был, поскольку первая жена Николая Петровича развода супругу не дала. Сашеньку родной отец усыновил.
Через три года после рождения сына Евгения Степановна внезапно умирает. У Николая Петровича от тоски и переживаний — он очень любил свою вторую жену — развивается скоротечная чахотка, и спустя два года в мир иной уходит и он. Пятилетний Сашенька попадает в дом одной из своих тетушек. Его старшую сестру, Надю, забрала другая тетушка. Поэтому с самого начала пути брат и сестра надолго разошлись.
Учился он плохо. Из второго класса императорской 1-й Александрийской гимназии, где обучались чада состоятельных родителей, по решению педагогического совета его перевели в гимназию «попроще», но и оттуда по причине неуспеваемости он был исключен. Дальнейшее образование пришлось получать на улице…
Александру Вертинскому было тогда двадцать лет. В поисках хлеба насущного он продавал открытки, грузил арбузы на Днепре, работал корректором в типографии и был даже помощником бухгалтера в гостинице «Европейская», откуда его, правда, быстро выгнали «за неспособностью». Вертинский предпринимает первые попытки утвердиться на театральной сцене. Но все они кончаются крахом.
При всем снобизме Вертинского желания учиться у него было хоть отбавляй. …Он сходится с футуристами, встречается с Маяковским и Бурлюком. И, конечно же, снова погружается в богемную среду, с ее вечными, ничем не кончающимися спорами, ниспровержением авторитетов и нюханьем кокаина.
Наконец Александр Вертинский получает номер в Арцыбушевском театре, называвшийся «Танго». Этот новый, быстро вошедший в моду танец в театре поставили с элементами эротики. На сцене прима-балерина и ее партнер, в эффектных костюмах, выделывали замысловатые «па», а Вертинский, стоя у кулис, исполнял песенку — пародию на происходящее. Номер имел успех, и начинающий артист удосужился одной строчки в рецензии «Русского слова»: «Остроумный и жеманный Александр Вертинский».
В 1913 году Александр Вертинский попытался поступить в Художественный театр. Прошел отборочные туры, попал в «пятерку» претендентов, что уже само по себе являлось большим достижением, но на заключительном этапе конкурса его забраковал сам Станиславский: великому реформатору сцены не понравилось, что Вертинский сильно картавил.
…мало кому известно, что Вера Холодная обязана своей стремительной кинематографической карьерой Вертинскому. Именно он первый разглядел демоническую красоту и талант актрисы в скромной, никому не известной жене прапорщика Холодного и привел ее на кинофабрику Ханжонкова. Александр Вертинский угадал в ней будущую звезду русского экрана. Он был тайно влюблен в актрису и посвятил ей свои первые песни — «Маленький креольчик», «За кулисами», «Ваши пальцы пахнут ладаном».
В начале Первой мировой войны Александр Вертинский служит в санитарном поезде, но тот вскоре расформировали, и весной 1915 года Александр возвращается в Москву.
В поисках работы он забрел в знакомый ему Арцыбушевский театр миниатюр и предложил там оригинальный номер: «Песенки Пьеро». Арцыбушевой идея понравилась. Для Вертинского изготовили экзотическую декорацию, подобрали соответствующее «лунное» освещение Теперь Вертинский выходил на сцену уже основательно загримированным и в специально сшитом костюме Пьеро. В мертвенном, лимонно-лиловом свете рампы густо напудренное лицо артиста казалось неподвижной, иссушенной маской.
Вертинский исполнял целый блок минорных песенок: «Минутку», «Маленького креольчика», «Попугая Флобера», «Бал господень», «В голубой далекой спаленке», «Трех пажей» и т.д. Первое выступление — и сразу оглушительный успех. Последовали приглашения из других эстрадных театров. В 1916 году Александр Вертинский уже стал всероссийской знаменитостью. Вертинский впервые дал эстрадному слушателю подлинно художественную русскую песенку. Он поразил всех новизной и оригинальностью своих произведений.
В облике печального Пьеро артист выступал сравнительно недолго: примерно с середины 1915 года по конец 1917-го. Вероятно, помешала Октябрьская революция, покончившая разом с неопределенностью и иллюзиями, изменила в чем-то психологию Вертинского и привела его к отказу от маски Пьеро.
…он до своего отъезда в эмиграцию так и не записал ни одной пластинки в России.
Основную слушательскую аудиторию Александра Вертинского за рубежом составляла, конечно, русская эмиграция, рассеявшаяся по всему миру. По этой причине ему часто приходилось переезжать из одной страны в другую. Как только публика насыщалась его песнями, он менял свое пристанище. Постоянного крова, своего гнезда Вертинский не имел нигде.
В Шанхае он впервые ощутил нужду. Любопытно, что, когда Александр Вертинский вернулся на родину, по Москве ходила сплетня, что он якобы вывез из Китая вагон с лекарствами. В то самое время Вертинскому не на что было купить коляску родившейся в Шанхае дочке и кто-то подарил ему подержанную, а американское сухое молоко «для малюток» доставали друзья. Лидия Владимировна Вертинская, вдова артиста, рассказывала, что во время оккупации Шанхая не было никакого притока иностранных товаров в город, японцы не снабжали эмигрантов медикаментами, так что даже таблетку аспирина достать было целой проблемой, не говоря уже о каких-то других лекарствах. И еще она говорила о том, что перед каждым своим концертом Александр Николаевич выкупал фрак из ломбарда, а после выступлений сдавал его снова, до следующего раза.
Лауреат Сталинской премии 1951 года. Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. — М.: Вече, 2000, с. 260.
Новые веяния
1913 г. отмечен знакомством известного сегодня автора стихотворения «Мадам, уже падают листья» Александра Вертинского и Маяковского. Поэт был близок с футуристами, хотя их философия вызывала у него некоторое отторжение. Вертинский не раз говорил и о другом современнике — северянине, чьи стихи признавал талантливыми, искренними, настоящими, одновременно считая, что автору не хватало вкуса, чувственности и представления о рамках разумного. Вертинский восхищался Маяковским, а вот прочие футуристы для него были эпатажными буржуа, притворявшимися гениальными. Приближалась Первая мировая, и Вертинский, решивший таким образом сбежать от кокаина, ушел на фронт. После возвращения с арены боевых действий он узнал, что именно наркотик стал причиной смерти его сестры – она умерла от передозировки.
Первые шаги на сцене
Дом Зелинской Софьи Николаевны, жены брата Луначарского, стал для Александра местом, где он сошелся близко с богемой искусства того времени. Кумирами молодежи тогда был Оскар Уайльд и герои его романов, молодежь увлекалась декадентством. Путь на театральные подмостки был открыт для любого, кто имел смелость показать окружающим что-нибудь особенное. В салоне Софьи Николаевны во фраке с фиалкой в петлице он пил вино и впитывал атмосферу высокого искусства.
Жизнь: личные аспекты
Оказавшись однажды в Сопоте, известный поэт, к этому времени уже живший в эмиграции, встретил свою первую жену. Александра Вертинского привлекала интеллигентная, очаровательная еврейская девушка Рахиль. До наших дней информации о ней дошло мало. Известно, что в 1924 г. они заключили брак, при этом поэт оставался склонным мистифицировать все события своей жизни. В новом паспорте дама была записана новым именем – Ирена Вертидис. А вот в жизни, как известно, артист называл ее Рали.
С женой Александр Вертинский пожил недолго – отношения не заладились. Всего они были вместе восемь лет, то разбегаясь, то воссоединяясь. Мужу были присущи постоянные влюбленности, незначительные, мелкие, но для Рахиль они были выше того, что она смогла стерпеть, и такая особенность личности ее избранника так и осталась главной проблемой. Вертинский, стоит отметить, посвятил своей жене песню – это произошло в 1930 г., а произведение так и назвал — «Песенка о моей жене».
Развитие отношений
Промучившись несколько лет, супруги приняли решение развестись, и 26 мая 1942 г. поэт заключил новый брак – с молодой Лидией, дочкой работника КВЖД. Девушке на этот момент было 19, а артист был старше ее на 34 года. Известно, что Лидия Вертинская и Александр Вертинский любили друг друга, тем не менее судьба дамы была полна лишений. Поэт раз за разом говорил о пылких чувствах к избраннице своего сердца, он писал ей песни. Они познакомились, когда Лиде было всего 17, и уже тогда ее родители были противниками таких отношений – слишком уж существенной казалась разница в возрасте. Уже тогда мать предупреждала дочь, что хорошего ничего не выйдет, она же предрекла ей вскоре оказаться вдовой. Девушка пошла на поводу своего сердца, и впоследствии Лидия не раз будет говорить о том, что сильнее любви в этом мире ничего нет.
До наших дней дошла переписка Александра и Лидии Вертинских. На удивление трогательные письма сочинял артист своей жене и много раз говорил о том, что лишь ее письма могут успокоить его, что только ее он любит и обожает. Не раз он утверждал, что ему не стоило бы жить, ежели бы Лидии не существовало.
Семья и дети
В 1943 г. у поэта родилась старшая дочь Марианна. Имя было выбрано матерью под впечатлением фильма о Робин Гуде, где так звали его любимую. Дабы обеспечить себя, жену и ребенка, Вертинский дважды в день давал концерты, тем не менее период японского вторжения существенно подорвал материальное благополучие семьи. Лидия потом будет вспоминать, что в период оккупации не было доступа к импортной продукции, эмигранты не получали лекарств, простой аспирин становился невероятной ценностью, и для обеспечения семьи Александр заложил концертный фрак. Перед выступлением он выкупал его, после – снова сдавал.
Вторая половина 1930-х годов была отмечена многочисленными попытками вернуться на Родину, и в 1937 г. последовало приглашение, но принять его можно было лишь после оплаты долгов. Дабы продемонстрировать отечественным властям лояльность, в тот период Вертинский начал издаваться в «Новой жизни», местном издании с просоветским настроем. Но тут грянула Вторая мировая, и документы так и не оформили. Когда же Молотов позволил Вертинскому вернуться домой, тот сразу начал активную работу: в те времена ежедневно он давал несколько концертов.
Жизнь продолжается
Во второй половине последнего месяца 1944 г. родилась вторая дочка Вертинского. Мать выбрала для нее имя Анастасия. Она говорила, что этот выбор был сделан под впечатлением от рассказа Вертинского о детской влюбленности в девочку Настю. Вскоре после появления второго ребенка было написано одно из известнейших произведений Александра Николаевича Вертинского – «Доченьки». Эта песня распространилась по всему Союзу и принесла ему невероятный успех.
Военный период запомнился семье Вертинских многочисленными гастролями в прифронтовой зоне. Артист выступал с песнями собственного авторства, исполнял творения других советских писателей. Многих удивляло наличие трагических нот в любовной лирике Вертинского, чья личная жизнь, казалось бы, сложилась просто прекрасно. Впоследствии дочка будет вспоминать, что в тот период отец говорил, что не имеет ничего, кроме имени, известного всему миру. В месяц ему приходилось выступать с концертами около 24 раз, зато это давало ему возможность отсылать домой фрукты.
Всего 14 лет работы стали периодом, за который он выступил более 2000 раз. Концерты организовывали в специальных залах, в домах для сирот, в больницах и на заводах. В столичном регионе он бывал с песнями крайне редко, и пресса воспринимала его несколько враждебно, хоть и спокойно, учитывая народную славу и любовь простого люда к певцу. Тем временем война подошла к концу и на государственном уровне развернулась борьба с лирическими настроениями в песнях – якобы таковые мешали строить социализм. Вертинского прямо не называли, но всем было очевидно, что речь шла в первую очередь о нем. Те немногие пластинки, что еще были в наличии, изымались, уничтожались, а про концерты нигде не писалось ни слова. Любимый народом певец словно бы вовсе не существовал.
Карьера не останавливается
После 1945 г. Вертинский продолжал карьеру актера. Его необычная внешность и выдающиеся манеры активно эксплуатировались режиссерами, что особенно хорошо видно в фильме «Анна на шее». Сыграв в «Заговоре обреченных», Вертинский получил единственную за свою жизнь награду от государства – премию имени Сталина.
Последние годы жизни Вертинского были отмечены духовным кризисом. В 1956 г. он писал любимой женщине о том, что у него нет друзей, что у каждого лишь собственный шкурный интерес, и всем безразлична судьба окружающих.
Бесконечные гастроли, необходимость влачить нищенское сетование, неприятие со стороны власти – все это стало причиной резкого ухудшения состояния здоровья. Вертинский горько шутил, что в будущем ему придется писать книгу «Путь к инфаркту». Гастроли свои он почитал за ссылки и писал оттуда письма любимой жене, рассказывая, в каких невыносимых условиях ему приходится обитать. Тем не менее Вертинский не сдавался, стараясь заработать деньги для обеспечения будущего своих дочерей. Он признавал, что жить в стране катастрофически тяжело, а концерты свои называл самосожжением. Много раз он проводил параллели между сценой и эшафотом.
Любовь и жизнь
Самыми ценными, самым важными в жизни Вертинского были две его девочки, дочки, о которых он не переставал заботиться, тревожиться. Особенно значимым для него был свой участок — небольшая дача, где было решено растить и воспитывать детей. Участок, подходящий для дачи, Вертинские искали очень долго, и однажды жена Фрадкина сказала им про небольшую станцию «Отдых», где есть дача на продажу. Ее посмотрели в 1955 г., обнаружили, что дом в отвратительном состоянии, но место вокруг показалось артисту чудесным. Он принял решение приобрести участок за сумму, которая была в несколько раз больше реальной цены. Вертинский в те времена работал на трех ставках, за каждую из которых получал 270 рублей в месяц. Тем не менее он не пожалел вложить свой труд, деньги, практически свою жизнь в эту дачу. Ее ремонт и обустройство были медленным, постепенным процессом. Немалую роль играла непрактичность актера, его неприспособленность и даже наивность в повседневной жизни. К счастью, Лидия оказалась более приземленным человеком, готовым предложить лучшие выходы из ситуации, более того, обладала достаточной силой воли, чтобы переспорить упрямого мужа.
В мае 1957 г. Вертинский выступил с концертом в последний раз. Они с женой отужинали в ВТО и станцевали под оркестровую музыку, а на следующий день артист уехал в Ленинград – больше жена живым его не видела. Известнейший творческий деятель умер 21 мая. Причиной стала недостаточность сердца. Он скончался в ленинградской гостинице «Астория», прибыв в этот город давать концерт. Местом захоронения выбрали московское Новодевичье кладбище.
Для многих наших современников Вертинский – легенда и реальность в одном лице: очаровательная, загадочная, невероятная. Творчество его было ярким и трогательным, и для отечественной культуры Вертинский – значимая страница, демонстрирующая, что прекрасное всегда выше и сильнее любой политики. В народной памяти его талант сохранен на века, и имя этого автора, поэта, артиста, талантливейшего человека запечатлено на будущее. В 2011 г. был выпущен посвященный его судьбе документальный фильм.
Последние годы жизни Вертинского
Духовное и душевное одиночество усугубляло состояние Александра Николаевича, который привык иметь много друзей среди элиты европейских стран. На родине у него не было друзей. Вертинский искренне был возмущен, когда правда о расстрелянных невинных людях, объявленных врагами народа в 1937 году и замученных в лагерях, стала известна общественности.
21 мая 1957 года Вертинский покинул этот мир в гостинице «Астория» в Ленинграде. Ему было 68 лет. В Москве на Новодевичьем кладбище покоится его прах. Биография Вертинского закончилась на этой странице. Лидия Вертинская пережила мужа на 56 лет. Она умерла в 2013 году, слушая песню мужа до последнего вздоха. Их могилы находятся рядом.