Россия, Тверь
Телефон:
+7 (482) 232-45-.. Показать номер
Пн-сб: 09:00—20:00; вс: 10:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Секрет обольщения от Лили Брик: разрешать мужчине то, что ему не разрешают дома

Музе Маяковского не удалось соблазнить любовника Анны Ахматовой

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

В издательстве «Молодая гвардия» выходит книга Алисы Ганеевой «Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века». Автор попыталась в очередной раз разгадать секрет загадочной магии под названием «Лиля Брик». В предисловии она представлена как приверженка свободной любви и щеголиха, которая до сих пор будоражит умы. В нее безумно влюблялись и страстно ненавидели, она спасала друзей от тюрьмы и доводила их до истерики.

— Признаюсь, выбирая название для книги, трудно было удержаться от шалостей, ведь ее героиня слыла женщиной озорной и дерзкой. Будучи светской дамой, она тем не менее могла отмочить при гостях ядреный анекдот, засмущать пряным словечком, — настраивает читателя на нужный лад писатель Алиса Ганиева. — Актер Вениамин Смехов вспоминает рассказ Лили Брик про председателя Союза советских писателей Константина Федина. Кто-то упорно писал на тропинке под окнами его переделкинской дачи неприличное слово из трех букв, а когда Федин приказал залить тропинку асфальтом, то прямо на свежем асфальте хулиганы вывели другое нецензурное слово — уже из пяти букв. Пересказывая молодому Смехову этот случай, Лиля Юрьевна специально для него уточнила, что за слово имелось в виду: дескать, начинается на «пэ» и кончается на «зда».

image

Лиля Брик — биография

Лиля Брик — представительница советской творческой интеллигенции. Она обладала сложным характером и была противоречивой личностью.

Несмотря на довольно скромные внешние данные женщина привлекала пристальное внимание к своей персоне. Она обладала притягательным и даже несколько дьявольским обаянием. Хорошо известен факт, когда к девушке сватался родной дядя, которого молодая особа покорила.

Брик владела одним из наиболее крупных художественных салонов. Она много времени проводила в общении с представителями мира искусства и наиболее известными творческими людьми двадцатого века.

Именно широкий круг приятелей и его специфика позволили женщине в свое время познакомиться с Владимиром Маяковским. Их отношения были сложными и в то же самое время странными.

Чего стоит любовный треугольник между поэтом-возлюбленным, Брик и официальным мужем, которому биографы и просто обыватели посвятили немало внимания при жизни, а затем и после смерти женщины.

Кроме прочего, Лиля Брик занималась изданием мемуаров. А после трагической кончины поэта Маяковского, организовала музей его имени, чтобы увековечить память творческого человека и облегчить свою совесть. Поскольку считала, что она была причиной самоубийства литератора.

Содержание

Любовные романы

Один из ярких эпизодов биографии Брик — любовные романы. В молодости она имела поистине магическое влияние на мужчин, большинство из которых при первой же встрече попадали под чары прелестницы. Перед ней не смогли устоять Ф. Шаляпин, Г. Распутин, В. Маяковский и многие другие. Среди многочисленных воздыхателей актрисы даже был родной дядя, в ответ на активные ухаживания которого девушку отправили в Катовице. Многим из своих поклонников она говорила: «Лучше всего знакомиться в постели». Одним из редких исключений стал ее законный супруг О. Брик, которого добивалась сама Лиля.

Детство и юность

Лилия Брик появилась на свет 11 ноября 1891 года по новому стилю. Она родилась в городе Москва, тогда еще Российской Империи. Настоящая фамилия — Каган. Хотя большую часть жизни ее знали именно под второй, которую женщина взяла после официального замужества.

Девушка происходила из еврейской семьи. Отца звали Урий (Юрий) Каган. Он был уважаемым и известным человеком. Служил адвокатом, защищал права этнического меньшинства в городе.

Кроме того, работал при местном внешнеполитическом ведомстве в качестве юрисконсульта. Помогал прибывающим творческим людям решать правовые и финансовые вопросы.

В свободное от трудовой активности время посещал литературный кружок, будучи его постоянным и давним членом.

image В центре в белой шляпе — Лиля, слева от нее — родители, 1906 г.

Мать звали Елена Берман (после замужества — Каган). Она также была человеком творческим. В свои годы поступила в московскую консерваторию. Но из-за бурного развития личной жизни, замужества и рождения дочерей, закончить музыкальное образование так и не смогла. Хотя отлично играла на фортепиано.

Кроме того, интересовалась поэзией и частенько устраивала литературные вечера у себя дома.

В 1899 году через некоторое время после рождения первой дочери, на свет появилась младшая в семье. Ее назвали Эльза.

image Эльза и Лили Брик в детстве

Начальное образование Лиля Брик получала дома. Силами частных преподавателей. Кроме того, мать учила ее играть на фортепиано. Благодаря стараниям наставников, она знала несколько иностранных языков. Свободно говорила на немецком и французском.

Спустя пару лет от начала занятий, девушку приняли в женскую гимназию. Она попала сразу в 5-й класс. Брик отличалась обширными знаниями и умением учиться.

image

Преподаватели неоднократно отмечали ее талант к точным наукам. Советовали родителям развивать математические умения своей дочери.

Интересно, что другие предметы давались девушке довольно трудно. К тому же, она совершенно не любила учиться. Хотя отлично справлялась.

Возможно, именно в этом и был основной корень проблемы. Формальное образование наводило на девушку тоску.

image Фото: Лиля Брик в молодости

Затем начался сложный период поиска призвания и своего места в жизни. После окончания гимназии, девушка отправилась поступать на математическое отделение Высших женских курсов.

Однако очень скоро интерес к точным наукам сменился страстью к искусству. Следующим этапом стала учеба в архитектурном институте, где Лиля Брик осваивала основы скульптуры и живописи.

Освоением творческих дисциплин она занималась до 1911 года. А затем продолжила образование в Мюнхене.

Литературный салон

В 1910-х Лиля встретила своего будущего супруга Осипа Брика. Знакомство пары произошло случайно, а их отношения складывались сложно. Молодой человек длительное время ухаживал за девушкой, но без особого успеха.

В 1911-м Лиля вернулась в Россию. Примерно через год пара сыграла свадьбу и сочеталась браком по еврейской традиции.

В 1914 Брика, после начала войны, отправили служить в Петроград (ныне — Санкт-Петербург). Его супруга поехала следом и остановилась на одной из столичных квартир. Именно здесь она организовала художественный салон.

image Лиля Брик в юности

Представители творческой интеллигенции очень скоро прознали про него и про его хозяйку. Которая уже в то время слыла необычной и интересной личностью.

Частыми гостями салона были известные литераторы и не только. В числе посетителей можно назвать Бориса Пастернака, Николая Асеева, Владимира Маяковского.

Все были очарованы Брик, которая обладала незаурядным умом и всегда имела собственное мнение, не боялась его высказывать. Постепенно круг посетителей салона расширялся.

Спустя небольшой промежуток времени литературные вечера начали посещать композиторы (например, Родион Щедрин), а также другие представители мира искусства (в их числе можно назвать балерину Майю Плисецкую).

image

Творческая биография Лили Брик началась на заре 10-х годов прошлого века. Постепенно ее салон стал одним из наиболее известных мест Петрограда. Завсегдатаями заведения были крупнейшие представители интеллигенции того времени.

В 86 лет, получив травму шейки бедра, Лиля Брик решила уйти из жизни

В 1978 году Лили сломала шейку бедра и оказалась прикованной к кровати. Чтобы не превращаться в обузу для мужа, Василия Катаняна, она приняла смертельную дозу снотворного. За несколько дней до смерти ей снились стихи Маяковского, в ее дневнике в 1970-х была запись: «Приснился сон — я сержусь на Володю за то, что он застрелился, а он так ласково вкладывает мне в руку крошечный пистолет и говорит: «Все равно ты то же самое сделаешь».

Так, в конечном счете, и вышло. После смерти тело Лили Юрьевны кремировали и развеяли прах в окрестностях Звенигорода – как она и завещала.

Лиля и Маяковский

Первая встреча поэта и девушки состоялась в 1915 году. На один из творческих вечеров сестра Эльза привела известного литератора, который славился злободневными произведениями и прямотой повествования.

image Сестры Лиля Брик и Эльза Триоле

На тот момент поэт и сестра девушки находились в любовной связи. В первую встречу Маяковский не произвел на Лилю Брик никакого впечатления. Он был высок, худощав, грубо сложен, отличался развязным и даже хамоватым поведением, резкой манерой общения.

Словом, был полной противоположностью супругу Осипу, к которому женщина относилась очень тепло.

image

Следующая встреча поэта и владелицы салона произошла чуть позже. На одном из вечеров Маяковский прочел свою поэму «Облако в штанах». Все присутствующие были под впечатлением от произведения.

Но больше прочих творчеством литератора прониклась Лиля Брик, которая очень скоро пересмотрела свое отношение к Маяковскому и его поэзии. Стала одной из его сподвижниц. И не только.

Женщина увлеклась поэтом настолько, что их отношения быстро переросли в любовный треугольник с участием самой Брик, ее супруга Осипа и поэта Маяковского.

image

Интересно, что официальный муж женщины не стал устраивать скандалов и выяснять отношения. Он отнесся с пониманием к выбору своей супруги.

В результате пара пришла к соглашению. Каждый мог жить собственной жизнью, не обременяя себя обязательствами. При этом брак было решено пока не расторгать.

Маяковскому такое положение вещей категорически не нравилось. Он не желал делить свою избранницу с другими.

Но обстоятельства вынудили поэта смириться с решением спутницы. А затем он и вовсе подружился с супругом Лили Брик.

image Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский

Большую роль в развитии отношений двух соперников сыграла помощь Осипа.

Поэму «Облако в штанах» не хотел издавать никто. Судьба произведения висела на волоске. В благородном порыве супруг Лили оплатил выпуск поэмы из собственного кармана.

Отношения между участниками треугольника были довольно странными. Брик признавалась, что любит и Маяковского, и своего официального мужа. Но к одному относится как к родственной душе и питает платонические чувства. А к другому — как к возлюбленному.

image В. Маяковский и О. Брик, фото 1923 г.

Брик была прогрессивной женщиной, особенно в плане внешности. Она следила за мировой модой. Хорошо одевалась, пользовалась любой возможностью достать наряды. Обладала изысканным и тонким вкусом.

Именно под влиянием Лили Брик Маяковский превратился в эталон стиля. Она была не только возлюбленной, но и стилистом, имиджмейкером поэта.

image Слева направо: Тамизи Найто, Борис Пастернак, Сергей Эйзенштейн, Ольга Третьякова, Лиля Брик, Владимир Маяковский, Арсений Вознесенский (советский дипломат) и переводчик с японского, 1920-е

Лиля Юрьевна вдохновляла литератора на новые творческие свершения. Несмотря на то, что к моменту знакомства с владелицей Петроградского салона он уже был известен в широких кругах, в поэзии прослеживается четкое влияние женщины.

Маяковский много и часто творил. Посвящал произведения Лиле Брик, что ей весьма льстило. Когда же стало известно, что свои стихотворения и поэмы мужчина адресует не ей одной, отношения дали трещину. А затем и вовсе прервались на минорной ноте. Примерно в 1925 году долгий роман завершился.

image

А в 1930 Владимир Маяковский покончил с собой. Это событие стало шоком и большой неожиданностью для всех. Однако сильнее прочих оно потрясло Лилю Брик.

Долгие годы вперед женщина чувствовала свою вину за случившееся. Чтобы хоть как-то успокоить совесть, она приняла решение организовать музей имени Маяковского, дабы увековечить память поэта.

image На фото: Лиля Брик с любимой собакой Маяковского Булькой, 1930 г.

Тайны жизни и смерти: Чёрная Лиля Брик и В.Маяковский

image В жизни каждого великого поэта есть женщина, вдохновлявшая его на творческие прорывы. Ещё в школе нас научили, что такой музой для Владимира Маяковского была Лиля Брик. Муз других поэтов мало кто знал, её же знали все. Мы говорили Брик, подразумевали — Маяковский. С приходом «перестройки» как будто плотину прорвало: «злой гений пролетарского поэта», «роковая женщина», «пиковая дама» и даже «тифозная вошь советской поэзии». Не настолько я люблю Маяковского, чтобы сильно волноваться по её поводу, но погрузившись в глубины «бриковедения», просто изумился: как могли умные, сильные и талантливые люди подчиняться этой, не знаю даже как её назвать, женщине.

Впрочем, всё по порядку.Лили Уриевна Каган (1891-1978). Отец — присяжный поверенный (адвокат) московской судебной палаты. Мать — Елена Берман, родом из Риги, окончила Московскую консерваторию, любила устраивать дома музыкальные вечера.

image

Юная Лиля, не имея особых талантов, после окончания гимназии в 1909 году «искала себя» в различных областях: математика, архитектура, лепка, балет. Как оказалось, истинным её призванием было соблазнение мужчин.

Ещё в юности она закрутила роман с собственным дядей, забеременела от учителя физики, и пошло-поехало, как говорится, направо и налево — никакого удержу. «Лучше всего знакомиться в постели», — её слова. Позже сексуальная маньячка смекнула, что «это дело» должно давать ещё и материальное удовлетворение.

Она жаждала славы, обожала помыкать мужчинами. Присосаться к знаменитости и использовать её в своих целях — вот что стало содержанием всей её жизни!

image Ещё в 13 лет гимназистка Лиля безответно (редкий случай!) влюбилась в сына коммерсанта-ювелира Осипа Брика. Только отточив до совершенства технику обольщения, она его дожала, и в 1912 году они поженились.

image

В 1915 году младшая сестра Эльза опрометчиво привела в дом Бриков поэта Маяковского. (Позже она писала: «И только он дал мне познать всю полноту любви. Физической — тоже»). Лиля без труда охмурила этого большого ребёнка и отбила его у сестры. Осип Брик пришёл в восторг от его стихов и решил заняться их продвижением.

Всё, что нравилось Осе, нравилось и Лиле. Судьба поэта была предрешена — до самой смерти он будет обеспечивать сладкую жизнь этой парочки. Даже их близкий друг Кольцов в камере во время следствия напишет: «Оговаривать никого не намерен, но Брики в течение 20-ти лет были настоящими паразитами, базируя на Маяковском своё материальное и социальное положение».

image

В 1917-м грянула революция. Побывавший в РСДРП (1908-1910 гг) и настроенный на слом всего старого, Маяковский без труда вписался в новую реальность. Другое дело Лиля и Осип Брики, — им пришлось приспосабливаться.

Для того чтобы выжить, а тем более вести безбедную и весёлую жизнь, надо было служить новой власти. А власти надо было знать, что творится в умах деятелей искусства. Анна Ахматова говорила: «Литература была отменена, оставлен был один салон Бриков, где писатели встречались с чекистами». (Л. Чуковская «Записки об Ахматовой»). Курировал это гнездо Яков Агранов — «палач русской интеллигенции», причастный к расстрелу поэта Николая Гумилёва.

Бывал там и Сергей Есенин:

Вы думаете, кто такой Ося Брик? Исследователь русского языка? А он на самом деле шпик И следователь ВЧК.

Да, это не гипотеза, а утверждение — боец сексуального фронта Лиля Брик и её соратник Осип Брик были сотрудниками ОГПУ. Номера удостоверений: № 15073 — Лили и № 25541 — Осипа. С 1920-го по 1923-й год он работал юристом в ВЧК, был уволен: «медлителен, ленив, неэффективен», но, как известно, бывших чекистов не бывает.

Поэт Алексей Кручёных рассказывал, что во времена НЭПа эта парочка, зная кого из богатеев вскоре арестуют, приходила и уговаривала сдать им на «временное хранение» все ценности. Этакие Лиса Алиса и Кот Базилио от ГПУ. Мало кто оттуда возвращался. Переводчица Рита Райт-Ковалёва рассказывала, как Лиля пыталась её завербовать в качестве осведомителя в эмигрантских кругах Берлина.

В Москву они перебрались в 1919 году и везде жили втроём — так решила ударница секса Лиля Брик — главнокомандующая этой странной революционной семьи. Окружающих это шокировало, интриговало или вызывало недоумение.

В 1922 году у Лили был серьёзный роман с бывшим заместителем наркома финансов, председателем Промбанка Александром Краснощёковым. Ресторанные кутежи, щедрые подарки — через год его арестовали за огромную растрату, дали шесть лет. Всесильный Агранов был бессилен. Но какова наша героиня: после визита к самому Льву Каменеву любовник был на свободе! Михаил Пришвин, хорошо знавший Бриков, записал в дневнике: «Ведьмы хороши и у Гоголя, но всё-таки нет у него и ни у кого такой отчётливой ведьмы, как Лиля Брик».

В 20-х годах Лилин талант совращения мужчин невероятно окреп и стал приносить ощутимые плоды — будучи никем, она превратилась в широко известную фигуру столичной богемной жизни. Как ей удавалось при такой страшненькой внешности сходу укладывать в постель знающих себе цену козырных королей и тузов? Умна, начитана, хороший вкус и манеры, дорого и модно одета.

Среди её любовников были: режиссёр Лев Кулешов (Пудовкину удалось оторваться), танцовщик Асаф Мессерер, писатель Юрий Тынянов, художник Фернан Леже, начальник секретного отдела ОГПУ Яков Агранов, политический деятель из Киргизии Юсуп Абдрахманов и многие, очень многие другие. Современники отмечали её дьявольское обаяние, хитрость и коварство.

Как можно было заставить «агитатора, горлана, главаря» покупать ей за границей чулки и трусы («Рейтузы розовые 3 пары, рейтузы чёрные 3 пары, чулки дорогие, иначе порвутся…»), публично плакать и умолять его простить? Она цинично упивалась своей властью над Маяковским и откровенно издевалась над ним. А он страдал от ревности: «…Жизни без тебя нет. Я сижу в кафе и реву».

Василий Катанян: «Власть Лили Юрьевны над Маяковским была безмерна всегда, до конца его дней. Еще в двадцать девятом Маяковский говорил, что если бы Лилечка сказала, что зимой босиком с Таганки надо на цыпочках идти в Большой театр, то, значит, так и надо было делать…»

В 1926-м году Маяковский получил четырёхкомнатную квартиру в Гендриковом переулке №13/15, где прописал Бриков. Все эти годы Маяковский много работал и страдал от бесчисленных измен своей Лилечки. «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», — считала она.

А за стихи получит деньги, от которых его быстро освобождали расточительные члены семьи. Телеграммы тех лет: «Всё благополучно. Жду денег», — это Лиля. «Киса просит денег», — это Ося. «Мне и рубля не накопили строчки» («Во весь голос»). Ещё бы: он привёз по заказу Лили из Парижа автомобиль «Рено» и она стала одной из первых в Москве женщин-автомобилисток.

Осип говорил, что в Лиле его привлекает удивительная жажда жизни и умение делать каждый день праздником. Без денег «Волосика» (он же «Щен», то есть щенок) этот фейерверк радости долго бы не продлился. Подозреваю, что эта волчица всех окружающих считала по сравнению с собой просто щенками. Только Осю — умным щенком.

Вот один интересный эпизод из воспоминаний современников. Один бывший ЛЕФовец рассказывал о занятиях их кружка на квартире Бриков. «Брик с ними занимался, а Лиля приносила им чай и пирожные и поглядывала на молодых людей.

Вначале они все в нее влюбились: и было в ней что-то необыкновенное, хотя бы и одежда: тогда так, по парижской моде, мало кто одевался, они такого и не видели. Но главное было то, что ее любил Маяковский — их кумир.

Однако Брик их быстро охладил. Осип показал ребятам такие порнографические карточки Лили Юрьевны и такое про неё рассказал, что она им всем стала противна». Странная семейка!

Нельзя сказать, что Брики были совсем уж бездельниками. После встречи с Маяковским Осип стал литератором: занимался филологией, журналистикой, писал киносценарии и даже считался идеологом ЛЕФа — «Левого фронта искусств».

Нарком просвещения Луначарский называл его «злым гением Маяковского» и характеризовал как «человека, не имеющего никаких убеждений». Лиля занималась изданием книг поэта, крутилась в киношной среде, что-то переводила. Всё это было связано с Маяковским и благодаря его авторитету.

В конце 20-х годов политическая обстановка в СССР изменилась. Поэт этого поначалу не понял. Такие буйные авангардисты искусства, романтики и певцы революции были уже не нужны. В газетах была организована настоящая травля. Автора поэмы «В. И. Ленин” называли «попутчиком советской власти».

В стихах поэта появились ноты разочарования, злее стало обличение недостатков. Прославлять «новую» власть он не собирался. Его талантливые сатирические пьесы «Баня» и «Клоп» прошли без успеха. На встречах с читателями с мест раздавались оскорбительные выкрики. Распустили слух, что поэт болен сифилисом. Рвался в Париж — не пустили никуда, — дверца клетки захлопнулась. За всем этим чувствовалась твёрдая рука главного литературоведа страны.

Подготовленную им выставку «Маяковский. 20 лет работы» не посетил ни один представитель власти и видный деятель искусства. Кстати, друзья-паразиты Брики в организации выставки никакой помощи впавшему в немилость спонсору не оказали. Поэт стал прозревать относительно их роковой роли в своей судьбе. В письме переводчице Элли Джонс, которая в Америке родила от него дочь, он называет Лилю Брик «злым гением».

Маяковский и раньше хотел уехать от Бриков, создать нормальную семью, но интриганка Лиля всегда решительно этому препятствовала. Теперь он решился на разрыв и 4 апреля, за 10 дней до гибели, внёс деньги в жилищный кооператив.

Время подвалов НКВД было ещё впереди, и с видными фигурами пока расправлялись по-тихому. Наступил момент, когда для власти (да и для Бриков) от мёртвого Маяковского было бы больше пользы, чем от живого. Есть свидетельства, что Брики и Агранов настойчиво подталкивали поэта к самоубийству, постоянно напоминали ему об этом варианте выхода из жизненного тупика. Строчка «Ваше слово, товарищ маузер!» стала пророческой.

И это случилось 14 апреля 1930 года в коммунальной квартире №12 дома №3 по Лубянскому проезду, где у поэта была своя комната — рабочий кабинет. Актриса Вероника Полонская после разговора с поэтом «…вышла за дверь его комнаты, он оставался внутри её, и направляясь чтобы идти к парадной двери квартиры, в это время раздался выстрел в его комнате…» (Из протокола допроса). Когда следствие ведёт сам убийца, всё можно сделать «шито-крыто», но здесь «органы» изрядно напортачили.

1. У Маяковского было несколько зарегистрированных на него пистолетов, подаренных друзьями-чекистами. В первых протоколах зафиксировано, что стреляли из маузера (указан номер), но такой пистолет за ним не числился. Потом всплывает браунинг, подарок самого Я. Агранова — номер тоже не тот. Следователи почему-то не проверили, за кем числится это оружие (!!!). Пуля, гильза — всё сгинуло в карманах Агранова. Странная путаница.

2. Труп обнаружен на полу, но сфотографирован на диване.

3. Сторонники версии самоубийства всегда трясли окровавленной рубахой Маяковского. До передачи в музей в 50-х годах она хранилась у самой Лили Брик. На рубашке нет следов пороха — значит стреляли с какого-то расстояния. За те несколько секунд после ухода Полонской Маяковский не мог успеть: встать с дивана, достать пистолет, взять его в левую руку и, максимально отведя её вперёд, произвести выстрел. Так самоубийцы не делают. Правда, современные исследователи утверждают, что выстрел был произведён в упор, что вовсе не исключает присутствия убийцы.

4. Из протоколов допроса соседей можно сделать вывод: Полонская врёт и в момент выстрела она находилась в комнате. Возникает подозрение, что всё было не так, как она рассказывает. Возможно, собираясь уходить, она кого-то впустила в комнату.

5. Версия самоубийства целиком держится на показаниях Норы Полонской. Маяковского мучил вопрос, а не по поручению ли ОГПУ она в него «влюбилась». Ведь их познакомила сама Брик. Отношения Брик и Полонской строились по форме «начальник — подчинённый» («… она вызвала меня к себе», — пишет Полонская). Именно для этого разговора Маяковский и привёз её в тот трагический день. И ещё. Будь она для ОГПУ чужим человеком, на неё бы с удовольствием повесили «убийство из ревности». Короче говоря, показаниям Полонской, а тем более изворотливой лгуньи Брик верить нельзя.

6. После гибели поэта обе дамочки стали взахлёб подтверждать версию следствия склонностью Володи к самоубийству. Родственники и друзья, не связанные с Бриками, наоборот, такую возможность отрицали. Когда недоброжелатели задавали поэту вопрос, а не собирается ли он покинуть сей мир, он говорил, что не покончит с собой, прежде всего из-за любви к матери.

Последний разговор с Полонской был для него так важен, что он накануне составил его план. Пункт №11: «Я не кончу жизнь не доставлю такого удовольствия художественному театру». Из протокола допроса соседки Татаринской: » 10 ч. 3 м. приблизительно постучался Влад. Владим. и был очень спокоен. Просил спички прикурить папиросу. Я предложила ему взять квитанции из Гиза и деньги. Взяв в руки, он вернулся от дверей и подав мне сказал «Я вечером с вами оговорю». И это за несколько минут до смерти (выстрел в 10.15)!

7. «Предсмертное» письмо, судя по всему, было подделкой:

— его нашли не в той комнате на Лубянке, где всё произошло, и не в его комнате в Гендриковом переулке, а в общей с Бриками столовой. Удачную находку среди других бумаг (!) обнаружил, конечно же, сам Агранов;

— написано письмо на вырванном из гроссбуха листе, наспех, карандашом, хотя поэт пользовался только ручкой. «Заполучить ручку поэта даже на короткое время было весьма трудно. Да и подделать почерк чужой авторучкой почти невозможно: необходимо прежде выяснить наклон. Но все эти сложности устраняются, если воспользоваться карандашом. А уж сам почерк — сущий пустяк для профессионалов из ведомства Агранова. Не такие документы стряпались!..» («Скорятин 1998»);

— на письме проставлена дата: 12 апреля. Как будто поэт ограничил срок своей жизни двумя днями, но почему-то запланировал много дел и встреч на загробный период. Возможно, убийство было назначено на 12 апреля на квартире в Гендриковом переулке, но по каким-то причинам сорвалось;

— сама Брик писала своей сестре Э. Триоле в Париж 12 мая 1930 года: «Стихи из предсмертного письма были написаны давно, мне, и совсем не собирались оказаться предсмертными». Только строчку «С тобой я в расчёте» заменили на «Я с жизнью в расчёте»;

— современников поэта насторожил стиль письма, как будто надёргали и собрали вместе его цитаты. «Его надо было убрать. И его убрали… Ничего подобного поэт написать не мог». (Сергей Эйзенштейн).

8. Вполне достоверна и имеет подтверждения версия о том, что Маяковский если и не был штатным агентом ОГПУ, то по крайней мере выполнял какие-то секретные поручения за границей. Есть целый список не просто знакомых, а друзей-чекистов, с которыми он отдыхал, и которые жили у него на квартире. Он посвятил им стихотворение «Солдаты Дзержинского». Пять зарегистрированных пистолетов — кому такое позволят? За границей бывал часто и там сорил деньгами.

Во время поездки Маяковского в Америку в 1925 году загадочно погибли, а вернее убиты по приказу Сталина два человека: опекавший поэта во время поездки Исайя Хургин — председатель правления Амторга, через который шла подпольная работа Коминтерна и ГПУ, и Эфраим Склянский — бывший заместитель Троцкого в Реввоенсовете.

Поехали отдохнуть на природу и оба утонули! Возможно, Маяковский слишком много об этом знал, кому-то рассказал, что-то сделал не так, как поручили. Незадолго до гибели, увидев на улице поэта Жарова, он подошёл к нему со словами: «Меня могут арестовать».

Из опубликованных агентурных сведений ОГПУ следует, что в последние дни за Маяковским велась слежка. Сразу после смерти поэта его бумагами занимался сам начальник контрразведывательного (!) отдела ОГПУ С. Гендин.

9. За несколько дней до гибели поэта Яков Агранов сказал Лиле Брик, что им с Осей надо на время уехать, а в квартире «поживёт наш товарищ» (!!!). Это был чекист Лев Эльберт (Сноб). Не он ли и убил Маяковского, а Полонская была нужна для подтверждения версии самоубийства?

Считается, что Брики были в Лондоне, где проживала мать Лили (!), но уж слишком быстро они оказались в Москве после смерти поэта. Все поведение Бриков свидетельствует о том, что они знали, что Маяковский будет убит.

10. Дело велось второпях, и было закрыто уже 19 апреля. Всего 5 дней.

На вопрос о причинах гибели Маяковского Анна Ахматова замечательно ответила: «Не надо было дружить с чекистами».

Похороны были организованы ОГПУ. Его сотрудники и писатели — в почётном карауле. Мимо гроба прошло 150 тысяч человек. На улицах — людское море. Полонской Брик запретила туда приходить. На всякий случай её продержали на даче показаний. Поведение Лили Брик на похоронах многих неприятно удивило: в крематории с интересом наблюдала в глазок печи как сгорает труп. Урну с прахом не забирала целый месяц.

Л. Брик, будучи замужем за О. Бриком, не состоящая ни в каких родственных отношениях с Маяковским, получила в наследство всё его имущество, архивы, деньги, пожизненную пенсию и половину гонораров от будущих изданий его произведений! Грандиозно! За какие заслуги? (Вторую половину поделили между матерью и сёстрами поэта). Предсмертная записка никакой юридической силы не имела и прав на наследство у Брик не было.

Упомянутой в завещании Полонской дали путёвку в санаторий и всё! Это Лиля уговорила её отказаться от своей доли дохода от публикации произведений поэта. 50 рублей в конверте, ежемесячную помощь Маяковского сестре, за которой она должна была зайти в день смерти, представили как окончательный расчёт с семьёй. Вызывающие изумление цинизм и подлость!

Анна Ахматова видела её в тот период: «… на истасканном лице наглые глаза».

Вскоре после гибели Маяковского хитроумная Лиля развелась с Осипом Бриком и захомутала красного командира Виталия Примакова, с 1935 года — комкора. Поселились в кооперативной квартире Маяковского на Арбате, и что поразительно — Осип Брик жил с ними! В гостях бывали: Тухачевский, Уборевич, Якир, Путна. В 1937-м году Примакова и всех упомянутых расстреляли. Обычно судьбы жён врагов народа складывались трагически, но это не тот случай. Интересно, узнал ли на допросах Примаков, что на него доносила его дорогая жёнушка?

Вскоре сгинул в страшных подвалах ОГПУ и её покровитель и любовник, заместитель Ягоды, Яков Агранов, «дорогой Янечка». Выкосили и завсегдатаев литературного салона Бриков. Есть легенда, похоже, сочинённая самой Лилей Брик в своё оправдание. Якобы и она была в расстрельных списках, но Сталин начертал резолюцию: «Маяковский — талантливейший поэт нашей эпохи. Не трогайте жену поэта». Он не знал, что она ему не жена?

Следующим объектом паразитирования был выбран биограф Маяковского Василий Катанян. Надо было навсегда застолбить золотоносный «маяковский» участок и создать свой собственный культ — культ музы пролетарского поэта — Лили Брик! Удалось блестяще, как и всё, за что она бралась. В 1938-м году она увела его от жены и сына. Они прожили вместе около сорока лет.

В 1945 году от разрыва сердца умер Осип Брик. «Когда умер Ося, не стало меня», — театрально заявляла она. Это был единственный человек, которого она, якобы, любила. Скорее ценила, не верю я в способность таких особ кого-то любить. А вот он её не любил и был равнодушен к её изменам.

В 1925 году у него появилась «гостевая» жена — симпатичная Евгения Соколова (Жемчужная), ставшая его секретарём. После смерти Оси Лиля ей помогала. «Я не добра. Доброта должна идти от сердца. А у меня она идёт от ума». Такие поступки работают на репутацию и биографию.

Любила ли Лиля Брик Владимира Маяковского? Разумеется, нет. Она сама писала, что её раздражало в нём всё, включая внешность и даже фамилию, похожую на «пошлый псевдоним». Художница Елизавета Лавинская, подруга сестры поэта, близко знавшая Бриков, писала: «В 1927 году поэт собрался жениться на одной девушке, что очень обеспокоило Лилю… Она ходила расстроенная, злая, говорила, что он (Маяковский), по существу, ей не нужен, он всегда скучен, исключая время, когда читает стихи. Но я не могу допустить, чтобы Володя ушёл в какой-то другой дом…».

Л. К. Чуковская вспоминала, как ездила в Москву к Брикам по поводу издания однотомника В. Маяковского. «Общаться с ними было мне трудно, — признавалась Лидия Корнеевна, — весь стиль дома — не по душе. Мне показалось к тому же, что Лиля Юрьевна безо всякого интереса относится к стихам Маяковского».

Актриса Фаина Раневская вспоминала: «Вчера была Лиля Брик, принесла «Избранное» Маяковского и его любительскую фотографию. Говорила о своей любви к покойному… Брику. И сказала, что отказалась бы от всего, что было в её жизни, только бы не потерять Осю. Я спросила: «Отказалась бы и от Маяковского?» Она не задумываясь ответила: «Да, отказалась бы и от Маяковского, мне надо быть только с Осей». Лиля Брик говорила: «Разве можно сравнивать его с Осей? Осин ум оценят будущие поколения».

После смерти Сталина из лагерей стали возвращаться выжившие. Не сидевшие заговорили смелее. Постепенно на свет стала пробиваться правда. Л. Брик быстренько отмежевалась от прежнего режима. Оказалось, что старая гепеушница «противостояла официозу», «постоянно жила под угрозой репрессий», «страдала под железной пятой тоталитарной системы».

Она продолжила работу по прежней специальности: её домашний салон на Кутузовском (поселилась в 1958 году) широко распахнул двери для нового поколения наивных деятелей культуры и искусства. Стол ломился от немыслимых деликатесов, хозяйка оплачивала гостям такси.

Там бывали: Андрей Вознесенский, Юрий Любимов и актёры театра на Таганке, Микаэл Таривердиев, Татьяна Самойлова, Майя Плисецкая, Родион Щедрин и многие другие. Желая прикоснуться к живому свидетелю истории литературы, не зная правды, они на самом деле приходили к виновнице несчастной судьбы и смерти Маяковского.

Жизнь Лилии Юрьевны Брик по-прежнему была весёлой, сытой и полной захватывающих интриг. А главное — она имела возможность делать то, что больше всего любила: очаровывать людей и манипулировать ими.

4 августа 1978 года на даче в Переделкино Лиля Брик покончила с собой, приняв смертельную дозу снотворного. Согласно завещанию её пепел был развеян в поле под Звенигородом. «Обязательно найдутся желающие меня и после смерти обидеть, осквернить мою могилу…», — она знала, что когда-нибудь вся правда обязательно раскроется.

Так закончилась жизнь одной из самых подлых обманщиц и авантюристок в истории России. По её доносам погибли десятки, а может и сотни людей, миллионы продолжают считать её доброй, любящей женой и подругой Маяковского. Многое о Лиле Брик и тайне гибели Маяковского уже открылось, и только всесильное ведомство продолжает надёжно хранить тайну старых «солдат Дзержинского».

Александр Сумзин

(Visited 310 times, 1 visits today)

by

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

Понравилось это:

Нравится

Похожее

Работа в кино

В разное время Лиля Брик пробовала свои силы в кинематографе. Дебют в качестве актрисы состоялся в 1918 году. Женщина снялась в образе балерины в немой ленте «Закованная фильмой» по оригинальному сценарию Владимира Маяковского.

В результате пожара картина была утеряна. До наших дней стараниями самой пары дошел лишь небольшой фрагмент.

Кинофильм «Закованная фильмой». Отрывок

В 1929 году Лиля Брик попробовала свои силы в роли режиссера-постановщика. Она занялась созданием полудокументального фильма «Стеклянный глаз».

Иллюзион. Маяковский и кино. «Барышня и хулиган», «Стеклянный глаз» (1989)

Работала женщина и в качестве ассистента по съемкам. Известный эпизод произошел в 1926 году, когда Лиля Брик помогала в создании картины «Еврей и земля».

Лилю назвали в честь возлюбленной Гете

Репродукция портрета Лили Брик. Фото: РИА Новости Отец Лили, Урий Александрович Каган, присяжный поверенный при Московской судебной палате, увлекался творчеством Иоанна Вольфганга фон Гете. Свою старшую дочь он назвал в честь Лили Шенеман – возлюбленной немецкого поэта и мыслителя. Гете был помолвлен с Шенеман, но спустя полгода разорвал помолвку, а в конце жизни говорил, что Лили была его первой и, возможно, самой сильной любовью. В книгах Гете бывшая невеста стала прототипом двух героинь: Стеллы и Доротеи.

Лили Брик в чем-то повторила судьбу Шенеман: она стала возлюбленной и музой Маяковского (это чувство поэт пронес через всю свою жизнь), но никогда не была его законной женой.

Лилю Брик познакомила с Маяковским младшая сестра – Эльза. У нее был роман с поэтом.

Эльза Каган, которая была на 5 лет младше Лили, начала встречаться с Владимиром Маяковским в 17 лет. А летом 1915 года девушка решила познакомить поэта со своей семьей и привела его в квартиру Бриков (Лиля тогда была уже 3 года как замужем).

Вопрос-ответ

Владимир Маяковский: 5 фактов из жизни поэта революции Маяковский влюбился в тот же вечер – он прочитал еще не опубликованную поэму «Облако в штанах» и тут же посвятил ее хозяйке квартиры. Позже литератор назвал этот день «радостнейшей датой», а вскоре у него начался роман уже с Лилей.

С 1918 года Маяковский начал жить вместе с Бриками.

Личная жизнь

В биографии женщины было несколько крупных романов. Несмотря на довольно скромную и даже посредственную внешность, представительница творческой интеллигенции обладала каким-то странным влиянием на мужчин. Почти магическим обаянием, с помощью которого покоряла многочисленные сердца.

Доходило до странных, курьезных случаев. Когда девушке едва исполнилось 17 лет, нездоровый интерес к Брик проявил ее родной дядя. Он просил девушку выйти за него замуж. А делая предложение — стоял на коленях.

Не известно, во что бы вылился этот эпизод, если бы родители не отослали девушку от греха подальше.

Однако вскоре Лиля Брик познакомилась с преподавателем музыки Григорием Крейном, который давал ей уроки. А вскоре эта связь переросла в откровенно любовную. Результат не заставил себя ждать — женщина забеременела.

Григорий Абрамович Крейн

Рассказывать родителям о событии Брик не хотела, опасаясь их реакции. Вместе с матерью она отправилась в Армавир, где надеялась во всем признаться в присутствии родной тетушки Иды.

Та слыла спокойным и мягким человеком. По мнению женщины, она то уж точно помогла бы умиротворить мать. Но все получилось с точностью до наоборот.

Новость стала шоком для старших родственниц. В один голос они уговаривали Брик сделать аборт. Женщина раздумывала, пока не получила письмо от отца, который тоже узнал о случившемся от самого Крейна.

Незадачливый «супруг» решил, что Лилю увезли силой. Признавался в женщине в любви и требовал от родителей ее возвращения. Брик согласилась на аборт. Однако прервать беременность в те годы было очень непросто.

С горем пополам удалось найти врача, который согласился помочь. После операции, проведенной в грязных условиях, кустарным способом, женщина оказалась бесплодной и лишилась возможности иметь детей.

Первым официальным мужем Лили Брик стал Осип Брик. Пара сочеталась браком в 1912 году. Мать и отец девушки были рады, что их ветренная дочь наконец-то покончила со старым образом жизни и стала женой. А вот родители мужа не разделяли радости. Им легкомысленная супруга сына не нравилась.

Лиля и Осип Брик

В 1915 году в личной жизни Лилии Брик появился Маяковский, и семейная идиллия пошла прахом. Официальный развод супругов состоялся только после смерти поэта в 30-м году.

Лиля Брик, Осип Брик, сотрудник советского посольства и Владимир Маяковский в Париже в 1923 году

Вторым мужем Лили Брик стал военнослужащий Виталий Примаков. В 1937-м по сфабрикованному делу он был репрессирован и расстрелян.

Лиля Брик и Виталий Примаков

Последним супругом женщины стал литературовед Василий Катанян. На тот момент мужчина уже состоял в браке. Но ради Брик — бросил семью. Эти отношения продлились несколько десятков лет.

Лиля Брик и Василий Катанян

Мука в постели

По поводу Маяковского Б. Янгфельдт… передает рассказанный Романом Якобсоном (лингвист, исследователь русского авангарда. — Ред.) случай. Однажды Роман Осипович отправился с Бриками и Маяковским на выставку эротической гравюры. Лиля с Осипом с наслаждением комментировали каждый откровенный рисунок, а Маяковский невероятно смущался и не знал, куда деть глаза. Но была и проблема совсем уж интимная. Близкая подруга Лили откровенничала с тем же Янгфельдтом, что Маяковский был мукой в постели, а «чугунная женщина» Нина Берберова передавала ему когда-то услышанную от поэта Шкловского сплетню: Маяковский страдал преждевременным семяизвержением. Об этом же, по свидетельству шведского слависта, Лиля Юрьевна писала в уничтоженном впоследствии дневнике. Она предполагала, что напасть скорострела, наверное, случалась от чрезмерного чувства. Маяковский, очевидно, так горячо волновался и настолько млел… перед своей властительницей, что разрядка наступала слишком быстро.

Женатый Николай Пунин сожительствовал с Анной Ахматовой. Фото: wikipedia.org

Но, как бы то ни было, именно Лиля вступилась за честь своего Щененка (прозвище, которое она придумала поэту. — Ред.), когда Чуковский пустил слух, что автор «Облака…» — сифилитик.

…Дело было так. Еще до Лили Маяковский встречался со студенткой Бестужевских курсов Сонкой Шамардиной, отсидевшей потом в гулаговских лагерях, но оставшейся стойкой коммунисткой… В свое время он отбил Сонку у Чуковского; тот, видно, затаил ненависть.

Внешне их дружба продолжалась… Поэт не знал, что Сонка от него забеременела (еще в 1914-м), в чем исповедалась Корнею Ивановичу в Куоккале, в дачной бане, при свече, за колбасой и хлебом (в дом было нельзя — там жена). Чуковский наплел ей, что Маяковский сифилитик и водиться с ним больше не стоит. Сонка сделала поздний аборт, о чем потом сильно жалела. Чуковский же стал трепаться об этой ужасной истории про соблазненное и зараженное дитя направо и налево, донес и до Горького.

Эта история не просто «отложила отпечаток» на отношения Маяковского и Горького. Она явилась началом долголетней вражды двух писателей, которая уже не прекращалась.

Постреволюционное искусство отображало свободные нравы богемной среды

Смерть Лили

В конце 70-х в преклонные годы женщина упала и получила серьезную травму — перелом шейки бедра. Повреждение было тяжелым и неизлечимым. Пожилая Лиля понимала это. Чтобы не быть обузой для своей семьи, она решилась на радикальный шаг.

Лиля Брик в старости

Женщина приняла снотворное в летальной дозе и уже не проснулась. Лиля Брик умерла 4 августа 1978 года в возрасте 86 лет. Причиной ее гибели стал суицид.

Тело было кремировано, а прах развеян в Подмосковье. На том же месте в деревне Бушарино стоит могильный камень как символ памяти.

Могильный камень, на месте, где был развеян прах Лили Брик

После смерти Маяковского его печатали благодаря хлопотам Лили

После самоубийства поэта его произведения выходили очень маленькими тиражами, да и со сцены их практически не читали. Тогда Лиля написала длинное письмо на имя Иосифа Сталина о том, что Маяковского нельзя забывать – она даже умудрилась передать свое послание через друзей лично в руки Сталину.

И вождь отреагировал. Послал записку Ежову: «Жалобы Брик, по-моему, правильны», приказал сделать «все, что упущено». Лиля добилась, чтобы стихи бывшего возлюбленного снова печатали, и организовала музей его памяти.

Советский поэт Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930) и Лиля Юрьевна Брик (урождённая Лили Уриевна Каган 1891-1978) в Германии на курорте Норден Зее в 1922 году. Фото: РИА Новости

Ссылка на основную публикацию
Похожее