Анатолий Мукасей | |
|
|
Имя при рождении: | Анатолий Михайлович Мукасей |
Дата рождения: | 26 июля 1938(1938-07-26) (83 года) |
Место рождения: | Ленинград, РСФСР, СССР |
Гражданство: | СССР СССР Россия Россия |
Профессия: | кинооператор |
Награды: |
|
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Мукасей. Анато́лий Миха́йлович Мукасе́й
(род. 26 июля 1938, Ленинград, РСФСР, СССР) — советский и российский кинооператор. Лауреат Государственной премии СССР (1986). Народный артист Российской Федерации (2009)[1].
Биография
А. М. Мукасей родился в Ленинграде 26 июля 1938 года в семье легендарных советских разведчиков-нелегалов Михаила Исааковича Мукасея (1907—2008) и Елизаветы Ивановны Мукасей (1912—2009).
В 1961 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. В. Гальперина). В 1961—1962 снял ряд сюжетов на Ленинградской студии кинохроники. С 1962 года — оператор-постановщик киностудии «Мосфильм».
Анатолий Мукасей является членом Президиума Российской Академии кинематографических искусств «Ника».
11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В.В. Путина на Украине и в Крыму[2].
Детство и юность
Анатолий – сын необычных родителей. Чета Мукасеев, Михаил и Елизавета, служили разведчиками-нелегалами и дома появлялись изредка. Анатолий Михайлович в интервью рассказывал, что с сестрой Эллой не видел родителей в общей сложности два десятка лет. Легендарные разведчики приезжали в родные пенаты на недельку, затем снова пропадали, напоминая детям о существовании посылками и записками, передаваемыми через знакомых.
Анатолий Мукасей с родителями и сестрой
Сын с дочерью с раннего детства знали, что не стоит делиться с окружающими подробностями из жизни семьи, и как зеницу ока хранили секреты. Росли под присмотром няни и так называемых «шефов», которые были приставлены к ребятишкам и часто заглядывали в гости.
Однажды отец, работающий консулом в Лос-Анджелесе, познакомился с Чарли Чаплином и Теодором Драйзером, сам снимал встречи на 16-миллиметровую цветную пленку и привозил детям. С тех пор Толик заболел кинематографом, сделав открытие, которое определило его будущее.
Анатолий Мукасей в молодости
Анатолий вдруг понял, что с помощью снятых на пленку историй можно не только увлечь человека. Камера способна остановить время, сохранить его на десятки, если не сотни лет. Мукасей решил поступать во ВГИК, а в 1961 году держал в руках диплом об окончании операторского факультета.
Семья
- Жена — Светлана Дружинина (род. 16 декабря 1935), советская и российская актриса, режиссёр, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), Народная артистка Российской Федерации (2001). Анатолий и Светлана познакомились на институтской волейбольной площадке, ещё будучи студентами. Они оба были капитанами команды ВГИКа, их так и прозвали «два капитана»[3]. В 2013 году супруги отметили 55-летний юбилей совместной жизни[4]. Старший сын — Анатолий Мукасей (1958-1978, выбросился с балкона из-за наркозависимости)[5][6][7].
- Младший сын — Михаил Мукасей (род. 3 января 1966), российский кинооператор и кинопродюсер. Внук — Максим[4].
- Внучка — Елизавета[4].
Третья невестка — Екатерина Гамова (род. 17 октября 1980), российская волейболистка, игрок национальной сборной, двукратная чемпионка мира, Заслуженный мастер спорта России[4]. Михаил и Екатерина сыграли свадьбу 17 августа 2012 года[8].
Личная жизнь
В 2021 году Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина отмечают бриллиантовую свадьбу. Будущий оператор и актриса, а по совместительству и режиссер познакомились еще в студенчестве – учились в одном вузе. Однажды к ногам девушки в раздевалке волейбольной площадки института подкатился мяч. Анатолий Михайлович таким способом нашел повод для знакомства. С тех пор пара неразлучна.
Анатолий Мукасей и Светлана Дружинина с семьей
Перед знакомством с родителями возлюбленного Светлана так переживала, что после знаменательного дня на пару суток заболела. Впрочем, бояться не стоило – чета Мукасеев сама предложила наследнику пожениться до окончания института.
Пышная свадьба прошла в роскошном столичном ресторане. Родители Анатолия отправились с молодыми на отдых в Ялту, а затем вручили девушке письмо и снова уехали за границу. В послании предупредили, что с этих пор Светлана невыездная, а все тайны семьи должны остаться в секрете.
Анатолий Мукасей и его жена Светлана Дружинина
В браке, который в российском шоу-бизнесе сегодня признан одним из самых крепких, родились двое детей. Старший сын Анатолий выбрал стезю художника, погиб еще совсем молодым. Младший Михаил предпочел профессию отца, заодно занимается продюсированием. У звездных супругов трое внуков.
Фильмография
Актёр
- 1979 — Сватовство гусара
- 1988 — Сержант (в составе киноальманаха «Мостик»)
Оператор
- 1964 — Дайте жалобную книгу
- 1966 — Берегись автомобиля
- 1967 — Морские рассказы
- 1968 — Первая девушка
- 1970 — Внимание, черепаха!
- 1971 — Телеграмма
- 1972 — Большая перемена
- 1973 — Исполнение желаний
- 1975 — Повесть о человеческом сердце
- 1976 — Солнце, снова солнце
- 1977 — Нос
- 1977 — По семейным обстоятельствам
- 1978 — Пока безумствует мечта
- 1979 — Сватовство гусара
- 1980 — Дульсинея Тобосская
- 1982 — Принцесса цирка
- 1985 — Чучело
- 1986 — Чичерин
- 1988 — Сержант (в составе киноальманаха «Мостик»)
- 1988 — Эсперанса
- 1990 — Вот я стал богатый сэр и приехал в эсэсэр
- 1990 — Ловушка для одинокого мужчины
- 1991 — Виват, гардемарины!
- 1991 — Не будите спящую собаку
- 1992 — Гардемарины 3
- 1993 — Если бы знать…
- 1993 — Шейлок
- 1995 — Мишель
- 2000—2013 — Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII-ый
Фильмы
Молодой оператор год отработал на Ленинградской студии кинохроники, после попал на «Мосфильм», где и снял россыпь гениальных фильмов, ставших золотым наследием российского кинематографа. Оператор-постановщик оттачивал профессиональное мастерство, опираясь на собственную философию.
Кинооператор Анатолий Мукасей
Анатолий Михайлович всегда считал свое ремесло лучшим из всех направлений в кино, ведь зритель видит происходящее глазами оператора, и сравнивал его с работой живописцев – это те же картины, только в движении. Говорит, что перед съемкой обязательно просматривает буклеты с трудами художников, а заодно наблюдает за актерами. Он убежден – каждая героиня должна выйти на экране красавицей, даже если роль предполагает дурнушку.
Такой подход свел Мукасея с именитыми режиссерами и до отказа заполнил творческую копилку шедеврами. В 1964 году молодого Анатолия пригласил к сотрудничеству над новым фильмом Эльдар Рязанов.
Лариса Голубкина в фильме «Дайте жалобную книгу»
Вместе они сняли лирическую комедию «Дайте жалобную книгу» с Ларисой Голубкиной и Олегом Борисовым в главных ролях. За ней последовала вторая замечательная работа «Берегись автомобиля», где Рязанов собрал звезд советского кино Иннокентия Смоктуновского, Олега Ефремова, Анатолия Папанова, Ольгу Аросеву.
Удалось Анатолию Михайловичу творить на съемочных площадках в команде с Роланом Быковым. Постановщик доверил Мукасею запечатлеть на пленку картину для детей «Внимание, черепаха!» (1970) и интерпретацию повести Николая Гоголя «Нос» (1977).
Анатолий Мукасей и Ролан Быков
Несколько киноработ Мукасей создал в дуэте с Алексеем Кореневым. Волна зрительской любви захлестнула в 1972 году авторов четырехсерийного фильма «Большая перемена»
. Комедия собрала весь цвет актеров, начиная от народных и заканчивая выпускниками театральных вузов.
Спустя пять лет Алексей Александрович вновь позвал Анатолия Мукасея на съемки, теперь уже комедии, поднимающей проблемы отцов и детей «По семейным обстоятельствам». Очередную картину, в которой роли примерили Галина Польских, Анатолий Папанов, Евгений Стеблов и другие любимые зрителями актеры, тоже ждал грандиозный успех. Впрочем, как и следующую работу Коренева и Мукасея «Ловушка для одинокого мужчины». Постановка увидела свет в 1990 году.
Анатолий Мукасей на съемочной площадке
Анатолий Михайлович больше всего обожает работать над комедиями, потому что удается тоже стать частью веселого процесса, ведь многие сцены и реплики для таких картин придумываются на съемочной площадке. К примеру, оператору принадлежит идея вставить в многосерийную картину «Большая перемена» момент, когда герой Евгения Леонова учит иностранный язык во сне под магнитофон – модная в те времена система.
Череду фильмов, ставших хитами, Анатолий Михайлович подарил киноманам вместе с супругой Светланой Дружининой. Впервые как оператор и режиссер парочка встретилась на производстве музыкальной ленты «Сватовство гусара» (1979). В фантазии на водевиль Николая Некрасова «Петербургский ростовщик» задействованы Михаил Боярский, Елена Коренева, Андрей Попов.
Анатолий Мукасей (справа) в фильме «Сватовство гусара»
Плодами талантливого союза этой пары также стали ленты «Принцесса цирка» (1982), «Виват, гардемарины!» (1991) и «Гардемарины-3» (1992). В начале нового тысячелетия супружеская чета трудилась над масштабным проектом «Тайны дворцовых переворотов». Сериал, рассказывающий о нелегкой женской доле российских императриц, интересен тем, что события давно минувших дней идут фоном, а сюжет сосредоточен на личных отношениях героев.
Николай Караченцов и Анатолий Мукасей на съемках сериала «Тайны дворцовых переворотов»
Рассказывая журналистам о моментах творческой биографии, Анатолий Михайлович признается:
«Мне везло на замечательных режиссеров, которые ценили работу оператора, понимали значение изображения. Теперь настали коммерческие времена в кино, и Света порой пытается меня торопить: мол, время — деньги, снимать надо быстрее, но я, пока не выстрою свет, пока не получу тот результат, который нужен для качественного изображения, снимать не начинаю».
Анатолий Мукасей, кроме операторской работы, примерял и роли в кино. Например, мужчину можно увидеть в образе гусара в «Сватовстве гусара», сержанта в киноальманахе «Мостик» (1987), водителя Соломатина в картине Александра Атанесяна «На измене» (2010).
Примечания
- ↑ 12 [document.kremlin.ru/doc.asp?ID=51679&PSC=1&PT=3&Page=3 Указ Президента Российской Федерации Д. Медведева от 5 апреля 2009 года № 348 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» // document.kremlin.ru]
- [mkrf.ru/press-tsentr/novosti/ministerstvo/deyateli-kultury-rossii-v-podderzhku-pozitsii-prezidenta-po-ukraine-i-krymu Деятели культуры России — в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму] // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
- [www.1tv.ru/documentary/fi=6878 Документальное кино. Биографический фильм «Светлана Дружинина. Королева дворцовых переворотов.» (2010 год) // 1tv.ru]
- ↑ 1234 [www.1tv.ru/documentary/fi8011/sn17/fd201312081315 Первый канал. Программа «Свадебный переполох». Герои программы — Светлана Дружинина и Анатолий Мукасей (эфир 8 декабря 2013 года) // 1tv.ru]
- Песков К. [sobesednik.ru/scandals/tragediya-semi-svetlany-druzhininoi Трагедия семьи Светланы Дружининой]. Только звёзды, №6 . Собеседник.RU (17 февраля 2012). Проверено 8 января 2013. [www.webcitation.org/6DWQ6ZvPh Архивировано из первоисточника 8 января 2013].
- [ria.ru/spravka/20151216/1341831060.html Биография Светланы Дружининой] // Риа Новости, 16.12.2015
- [mirsegodnya.com/index.php?name=svetlana-druzhinina Светлана Дружинина] // Журнал Мир сегодня
- [www.rg.ru/2012/08/17/reg-pfo/gamova-anons.html Казанская волейболистка Гамова вышла замуж // rg.ru (17 августа 2012 года)]
Анатолий Мукасей сейчас
В апреле 2021 года Анатолий Мукасей получил премию имени «бога операторского искусства» Сергея Урусевского «Белый квадрат», которую вручают выдающимся операторам за лучшую работу в полнометражных художественных фильмах.
О планах Анатолия Михайловича на ближайшее будущее еще в начале года разузнала Мария Шукшина, побывав с программой «В гости по утрам» в доме Мукасея и Дружининой. Супруги мечтают снять четвертую ленту о приключениях гардемаринов.
Режиссер и оператор основательно подготовились к старту. Сшито 800 костюмов, выбрана натура, сделаны раскадровки. Дали согласие на участие и актеры, среди которых Дмитрий Харатьян, Кристина Орбакайте, Александр Домогаров. Однако пока проект повис на согласовании в «Фонде кино».
И все же Анатолий Мукасей уверен, что благодаря настойчивости и врожденной воле к победе супруги дело скоро сдвинется с мертвой точки.
Отрывок, характеризующий Мукасей, Анатолий Михайлович
Ростов пожал плечами, как будто говоря: «И я тоже, да что же делать!» и, распорядившись, вернулся к Телянину. Телянин сидел всё в той же ленивой позе, в которой его оставил Ростов, потирая маленькие белые руки. «Бывают же такие противные лица», подумал Ростов, входя в комнату. – Что же, велели привести лошадь? – сказал Телянин, вставая и небрежно оглядываясь. – Велел. – Да пойдемте сами. Я ведь зашел только спросить Денисова о вчерашнем приказе. Получили, Денисов? – Нет еще. А вы куда? – Вот хочу молодого человека научить, как ковать лошадь, – сказал Телянин. Они вышли на крыльцо и в конюшню. Поручик показал, как делать заклепку, и ушел к себе. Когда Ростов вернулся, на столе стояла бутылка с водкой и лежала колбаса. Денисов сидел перед столом и трещал пером по бумаге. Он мрачно посмотрел в лицо Ростову. – Ей пишу, – сказал он. Он облокотился на стол с пером в руке, и, очевидно обрадованный случаю быстрее сказать словом всё, что он хотел написать, высказывал свое письмо Ростову. – Ты видишь ли, дг’уг, – сказал он. – Мы спим, пока не любим. Мы дети пг`axa… а полюбил – и ты Бог, ты чист, как в пег’вый день создания… Это еще кто? Гони его к чог’ту. Некогда! – крикнул он на Лаврушку, который, нисколько не робея, подошел к нему. – Да кому ж быть? Сами велели. Вахмистр за деньгами пришел. Денисов сморщился, хотел что то крикнуть и замолчал. – Сквег’но дело, – проговорил он про себя. – Сколько там денег в кошельке осталось? – спросил он у Ростова. – Семь новых и три старых. – Ах,сквег’но! Ну, что стоишь, чучела, пошли вахмистг’а, – крикнул Денисов на Лаврушку. – Пожалуйста, Денисов, возьми у меня денег, ведь у меня есть, – сказал Ростов краснея. – Не люблю у своих занимать, не люблю, – проворчал Денисов. – А ежели ты у меня не возьмешь деньги по товарищески, ты меня обидишь. Право, у меня есть, – повторял Ростов. – Да нет же. И Денисов подошел к кровати, чтобы достать из под подушки кошелек. – Ты куда положил, Ростов? – Под нижнюю подушку. – Да нету. Денисов скинул обе подушки на пол. Кошелька не было. – Вот чудо то! – Постой, ты не уронил ли? – сказал Ростов, по одной поднимая подушки и вытрясая их. Он скинул и отряхнул одеяло. Кошелька не было. – Уж не забыл ли я? Нет, я еще подумал, что ты точно клад под голову кладешь, – сказал Ростов. – Я тут положил кошелек. Где он? – обратился он к Лаврушке. – Я не входил. Где положили, там и должен быть. – Да нет… – Вы всё так, бросите куда, да и забудете. В карманах то посмотрите. – Нет, коли бы я не подумал про клад, – сказал Ростов, – а то я помню, что положил. Лаврушка перерыл всю постель, заглянул под нее, под стол, перерыл всю комнату и остановился посреди комнаты. Денисов молча следил за движениями Лаврушки и, когда Лаврушка удивленно развел руками, говоря, что нигде нет, он оглянулся на Ростова. – Г’остов, ты не школьнич… Ростов почувствовал на себе взгляд Денисова, поднял глаза и в то же мгновение опустил их. Вся кровь его, бывшая запертою где то ниже горла, хлынула ему в лицо и глаза. Он не мог перевести дыхание. – И в комнате то никого не было, окромя поручика да вас самих. Тут где нибудь, – сказал Лаврушка. – Ну, ты, чог’това кукла, повог`ачивайся, ищи, – вдруг закричал Денисов, побагровев и с угрожающим жестом бросаясь на лакея. – Чтоб был кошелек, а то запог’ю. Всех запог’ю! Ростов, обходя взглядом Денисова, стал застегивать куртку, подстегнул саблю и надел фуражку. – Я тебе говог’ю, чтоб был кошелек, – кричал Денисов, тряся за плечи денщика и толкая его об стену. – Денисов, оставь его; я знаю кто взял, – сказал Ростов, подходя к двери и не поднимая глаз. Денисов остановился, подумал и, видимо поняв то, на что намекал Ростов, схватил его за руку. – Вздог’! – закричал он так, что жилы, как веревки, надулись у него на шее и лбу. – Я тебе говог’ю, ты с ума сошел, я этого не позволю. Кошелек здесь; спущу шкуг`у с этого мег`завца, и будет здесь. – Я знаю, кто взял, – повторил Ростов дрожащим голосом и пошел к двери. – А я тебе говог’ю, не смей этого делать, – закричал Денисов, бросаясь к юнкеру, чтоб удержать его. Но Ростов вырвал свою руку и с такою злобой, как будто Денисов был величайший враг его, прямо и твердо устремил на него глаза. – Ты понимаешь ли, что говоришь? – сказал он дрожащим голосом, – кроме меня никого не было в комнате. Стало быть, ежели не то, так… Он не мог договорить и выбежал из комнаты. – Ах, чог’т с тобой и со всеми, – были последние слова, которые слышал Ростов. Ростов пришел на квартиру Телянина. – Барина дома нет, в штаб уехали, – сказал ему денщик Телянина. – Или что случилось? – прибавил денщик, удивляясь на расстроенное лицо юнкера. – Нет, ничего. – Немного не застали, – сказал денщик. Штаб находился в трех верстах от Зальценека. Ростов, не заходя домой, взял лошадь и поехал в штаб. В деревне, занимаемой штабом, был трактир, посещаемый офицерами. Ростов приехал в трактир; у крыльца он увидал лошадь Телянина. Во второй комнате трактира сидел поручик за блюдом сосисок и бутылкою вина. – А, и вы заехали, юноша, – сказал он, улыбаясь и высоко поднимая брови. – Да, – сказал Ростов, как будто выговорить это слово стоило большого труда, и сел за соседний стол. Оба молчали; в комнате сидели два немца и один русский офицер. Все молчали, и слышались звуки ножей о тарелки и чавканье поручика. Когда Телянин кончил завтрак, он вынул из кармана двойной кошелек, изогнутыми кверху маленькими белыми пальцами раздвинул кольца, достал золотой и, приподняв брови, отдал деньги слуге. – Пожалуйста, поскорее, – сказал он. Золотой был новый. Ростов встал и подошел к Телянину. – Позвольте посмотреть мне кошелек, – сказал он тихим, чуть слышным голосом. С бегающими глазами, но всё поднятыми бровями Телянин подал кошелек. – Да, хорошенький кошелек… Да… да… – сказал он и вдруг побледнел. – Посмотрите, юноша, – прибавил он. Ростов взял в руки кошелек и посмотрел и на него, и на деньги, которые были в нем, и на Телянина. Поручик оглядывался кругом, по своей привычке и, казалось, вдруг стал очень весел. – Коли будем в Вене, всё там оставлю, а теперь и девать некуда в этих дрянных городишках, – сказал он. – Ну, давайте, юноша, я пойду.
LiveInternetLiveInternet
Есть люди, о которых немногое известно, пока они живы, и только после смерти их фигуры постепенно начинают проявляться на фоне мировой истории. Писать о таких людях невероятно сложно – информацию приходится собирать буквально по крупицам, кроме того, многое из того, что становится известным сегодня, может оказаться лишь слухами, вымыслом. Работа с такими биографиями похожа на собирание паззла, среди частей которого затерялись детали из другого набора; каждый факт приходится перепроверять, каждое слово о человеке ставить под сомнение.
Одним из таких людей был легендарный советский разведчик Михаил Исаакович Мукасей. Еще совсем недавно о нем было не принято писать, да и ГРУ не особенно спешило раскрывать подробности его работы. Его смерть всколыхнула волну интереса к его персоне, но сегодня, спустя два месяца, о нем снова стали забывать. А информации как было ничтожное количество, так и осталось. Доподлинно известно лишь, что за всю свою многолетнюю карьеру в разведке Михаил Мукасей не допустил ни единой ошибки, не дал ни одного повода контрразведкам противника заподозрить неладное и так и не был раскрыт. И что, вернувшись на родину, он занялся подготовкой молодых специалистов.
Михаил Исаакович Мукасей родился 13 августа 1907 года в белорусской деревне Замостье, где семья Мукасеев проживала уже не одно поколение. Мукасеи были потомственными кузнецами. Однако Михаила, по всей видимости, не сильно прельщало кузнецкое ремесло, а может быть, ему просто хотелось вырваться из деревни, – по достижении совершеннолетия он отправился в Ленинград, где для начала устроился на работу на Балтийский судостроительный завод.
По свидетельствам друзей и знакомых, Михаил сразу же влился в трудовой коллектив, принимал активное участие в общественной жизни завода, учился на рабфаке. В 1929 году он подал заявление на вступление в партию и был сразу же принят.
Работа на судостроительном заводе стала лишь первой ступенькой в карьере будущего разведчика: он поступил в Ленинградский университет, после окончания которого его командировали в Ленинградский восточный институт, где Мукасей изучал иностранные языки, в их числе – английский и бенгальский. В эти годы Михаил познакомился со своей будущей женой и соратником по разведывательной работе Елизаветой Емельяновой, в то время студенткой биологического факультета Ленинградского университета. В тридцатилетнем возрасте Мукасей стал сотрудником разведки – известно, что в 1937 году он учился в школе Разведывательного управления Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Первым ответственным заданием Михаила Мукасея стала работа в Лос-Анджелесе, где он находился с 1939 по 1943 год в качестве советского вице-консула. Голливуд принял разведчика едва ли не с распростертыми объятиями: в то время в среде американской творческой элиты был в моде интерес к советской культуре. Этот интерес следовало использовать, и в советском консульстве стали часто устраивать кинопросмотры, концерты, коктейльные вечеринки. За короткое время Михаил Мукасей свел знакомство со всеми местными знаменитостями, в числе его друзей значились кинозвезды, музыканты и писатели, многие из которых были вхожи в высшие сферы государственной власти Соединенных Штатов – президент Франклин Рузвельт очень гордился своими добрыми отношениями с творческой элитой страны. Мукасей был коротко знаком с мегазвездами американского немого кино Мэри Пикфорд и ее мужем Дугласом Фэрбенксом, Чарльзом Спенсером Чаплином, который не раз поставлял разведчику конфиденциальные сведения, почерпнутые из весьма близких к президенту США источников. Михаил водил дружбу с Уолтом Диснеем, Теодором Драйзером, Сергеем Рахманиновым, кинорежиссером Борисом Морозом, который официально являлся советским резидентом в США, – он сдался ФБР в 1947 году, выдав многих из своих коллег по резидентурной сети. По счастью, Михаила Мукасея к тому времени уже давно не было в Соединенных Штатах.
В Центр из США одно за другим летели донесения с важнейшими сведениями, которые Мукасею удавалось раздобыть через своих знаменитых информаторов. В 1939 году Мукасей шлет в Москву предупреждение о том, что Япония готовится вступить в войну против СССР, но на ближайшее время решимость японских лидеров вызывает большие сомнения. Сведения были самые надежные – Чарли Чаплин, коротко знакомый с Элеонорой Рузвельт, женой президента США, получил эту информацию, что называется, «из первых рук». Несколькими неделями позже сведения подтвердились донесением другого разведчика – Рихарда Зорге, работавшего в то время в Токио. В благодарность за доставленную информацию – хотя официальным поводом стала известная фраза Чаплина о том, что он любит советских людей, советских детей и даже советских животных, – вице-консул с согласия Центра подарил американскому комику бурого медвежонка Чарли, доставленного с первым советским пароходом, причалившим к побережью Северной Америки. Подарок произвел на Чаплина неизгладимое впечатление, и медвежонок жил в доме актера довольно долго, пока не превратился во взрослого медведя, после чего его отправили в зоопарк.
Однако работа разведчика далеко не всегда была праздником – часто приходилось рисковать. В задачи Михаила Мукасея входила также забота о резидентах: он должен был обеспечивать им беспрепятственный въезд на территорию Соединенных Штатов, а когда требовалось, то и помочь выехать из страны. Однажды для этого пришлось даже организовать на борту советского парохода прием с участием голливудских звезд. Разведчик-нелегал, за которым по пятам шли агенты ФБР, легко затерялся в толпе, а ищейки остались с носом. Расчет Мукасея был верен: не станет же ФБР допрашивать знаменитостей – и без того отношения между Голливудом и секретными службами были крайне натянутыми.
В 1943 году супруги Мукасей вернулись в СССР. Михаила назначили заместителем начальника учебной части разведшколы в Москве, а потом пригласили на Лубянку для «работы в особых условиях». Мукасеи недолго раздумывали над предложением и в 1955 году выехали в одну из западноевропейских стран в качестве теперь уже резидентов. Целью их работы было создание развитой советской резидентской сети в Западной Европе. После предательства Бориса Мороза имя и лицо советского разведчика Михаила Мукасея было хорошо известно не только в США, но и по эту сторону Атлантического океана – в ФБР, руководимом в те годы Эдгаром Гувером, была хорошо налажена информационная связь с европейскими контрразведками. Однако, несмотря ни на что, Мукасей выполнил все поставленные перед ним задачи.
Более двадцати лет, вплоть до 1977 года, супруги Мукасей, скрываясь под позывными «Зефир» и «Эльза», работали в Европе, выполняя задания Москвы. Кроме выполнения сверхсекретных заданий, Михаил и Елизавета осуществляли общее руководство советской региональной резидентурой в Европе: вся информация от резидентов стекалась к ним, обрабатывалась и передавалась в Центр.
За это время несколько раз они были на грани разоблачения. Например, швейцарские газеты много писали о радиопередатчике, который якобы удалось запеленговать контрразведке, не добавляли оптимизма и обыски в домах по соседству, но все обошлось благополучно. После Швейцарии был Париж, где коллега Михаила и Елизаветы умирал от рака. Они несколько лет прожили во Франции, заменив скончавшегося «К.» и выполняя его работу.
Год Мукасеи провели в Израиле. В это время (1967–1968 годы) у СССР не было дипломатической миссии в этой стране, а следовательно, не было и легальной резидентуры КГБ. Супругам пришлось взять на себя ответственность в «сложный переходный период». Претерпели ли они моральный ущерб как евреи, «замечательно справившись с задачей»? Думается, вряд ли: случай Мукасеев не единственный – для советского разведчика, еврея в том числе, таких понятий, как национальность и вероисповедание, должно быть, не существовало.
По возвращении в Москву Михаил и Елизавета Мукасей занялись подготовкой нового поколения резидентов. Их ученики работали – а может быть, работают и сейчас – во многих странах мира, практически на всех континентах планеты.
За выдающиеся заслуги перед страной Михаил Исаакович Мукасей был награжден множеством орденов и медалей. В их числе – ордена Красного Знамени и Красной Звезды, орден святого князя Александра Невского I степени, медаль «За боевые заслуги». Кроме того, за выдающийся вклад в обеспечение безопасности страны Михаил Мукасей был удостоен золотой медали и премии имени Юрия Андропова.
В прошлом году почетный сотрудник госбезопасности, полковник, академик, профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Михаил Исаакович Мукасей справил свой сотый день рождения. На торжественной церемонии чествования патриарха отечественной разведки присутствовал президент Российской Федерации Владимир Путин.
Днем 19 августа этого года информационное агентство ИТАР–ТАСС передало, что легендарный советский разведчик скончался в возрасте ста одного года. Он умер в своей квартире в Москве, в присутствии жены Елизаветы, с которой за семьдесят шесть лет совместной жизни и работы чуть ли не в буквальном смысле прошел огонь, воду и медные трубы.
Лидия Федосеева-Шукшина — внучка Анна Трегубенко
В отличие от известной бабушки и не менее известной мамы — Марии Шукшиной — Анна не стала актрисой. За плечами у девушки — учеба на продюсерском факультете ВГИКа. А «прославилась» Трегубенко благодаря громкому скандалу, который разразился в семье из-за недвижимости. Внучка Лидии Николаевны продала квартиру бабушки в Петербурге без ее ведома, чем очень расстроила Федосееву-Шукшину. «Я в обмороке была, даже голову расшибла, упала. А в Петербурге была очень необычная однокомнатная квартира, большая кухня, я туда какую-то мебель из Финляндии привозила, обставляла», — приводит слова народной артистки РСФСР kp.ru. Сама Анна уверяет, что продать жилплощадь в Северной столице решилась не просто так. Со слов девушки, бабушка внезапно захотела приобрести квартиру в Новой Москве и потребовала от нее крупную сумму денег, которую когда-то подарила. «Эту сумму на тот момент я вернуть не смогла. С этого момента все и началось», — призналась Трегубенко в программе «Пусть говорят». Кстати, отношения у Анны не ладятся не только с Лидией Николаевной, но и с собственной матерью, которая не одобрила поход дочери на ток-шоу, заявив, что за интервью наследнице хорошо заплатили. «Ане заплатили два миллиона, она просила шесть. Пока существует эта порочная практика каналов, дети будут идти против родителей, родители — против детей, сестра — против сестры и так далее. Таких сильных духом, как я, почти нет. А соблазн и искушение — огромные», — рассуждала Шукшина.
«Бедная Лида». Федосеева-Шукшина потеряла очередную квартиру Подробнее