Детство
Из-за трудного времени Юрий бросил в школу и поступил в электромеханический техникум. Одновременно он работал и защищал себя на улице от посягательств. Однажды Любимова избили, выбили два зуба и рассекли голову. Будущий артист на следующий день пошел на улицу с финкой и однозарядным пистолетом, но до разборок не дошло. Зато Любимова начали уважать и больше не трогали.
Награды
Сталинская премия второй степени (1952) — за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова).
Заслуженный артист РСФСР (1954).
Народный артист Российской Федерации (1992).
Орден Трудового Красного Знамени (1977).
Медаль «За оборону Ленинграда».
Медаль «За оборону Москвы».
Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Государственная премия России (1997).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (16 сентября 1997) — за большой личный вклад в развитие театрального искусства.
Лауреат Царскосельской художественной премии (1999 год).
Командор ордена искусств и литературы (2002, Франция).
Великий офицер ордена «Звезда итальянской солидарности» (2003).
Кавалерский Крест Ордена Заслуги Республики Польша (2004).
Орден Полярной звезды (Швеция, 2004).
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (25 сентября 2007) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Орден Восходящего солнца 4 класса (Золотые лучи с розеткой) (Япония, 2007).
Лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Звёздное притяжение» (2010).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 июня 2013 года) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
Почётный член Российской академии художеств.
Актерская карьера
В 1934 году Юрий Любимов пошел учиться в студию, которая находилась при МХАТе 2-м. И через год артист вышел на сцену с первой эпизодической ролью в постановку «Мольба о жизни». Спустя еще год театр и студию закрыли. Юрия перевелся в Щуку. И здесь он начал играть в спектаклях «Человек с ружьем», «Много шума из ничего», «Принцесса Турандот», «Путь к победе» и других.
Человек с большой буквы
Ну а в качестве диплома пошла работа в постановке «Мещане» по произведению Максима Горького. В 1939 году после театрального училища Любимов пошел работать в труппу театра имени Вахтангова.
В 1941 году Любимова призвали в армию. Он нес службу в ансамбле песни и пляски НКВД. И жил по армейским правилам, с дедовщиной. Но в обиду себя не давал. А во время войны Юрий Петрович выезжал на передовую и с ансамблем давал концерты перед бойцами.
Во время войны Юрий Любимов дебютировал в кино. В 1941 году он сыграл Принца-свинопаса в новелле «Свинопас» альманаха «Цветные киноновеллы». Потом ему досталась главная роль в военной драме «Дни и ночи» Александра Столпера. А после войны вышла комедия «Беспокойное хозяйство» Михаила Жарова.
После демобилизации в 1946 году Юрий Любимов вернулся в труппу театра Вахтангова. Актер начал активно работать и вскоре получил заслуженное признание. Среди первых работ на сцене: Олег Кошевой в «Молодой гвардии», Крис во «Все мои сыновья», Шубин в «Накануне».
С супругой Каталиной
Позже были спектакли «Заговоре обреченные», «Миссурийский вальс», «Петвые радости», «Отверженные». В 1951 году Любимова ввели в постановку «Много шума из ничего» на роль Венедикта. Сам актер признается, что роль играл с большим удовольствием, причем, нашел там интересные драматургические принципы.
Самые знаковые работы Юрия Любимова в 50-е: спектакли «Два веронца», «Чайка», «Идиот», «Маленькие трагедии», «Иркутская история». И в это же время, а точнее в 1959 году, мужчина дебютировал в качестве режиссера, он поставил пьесу «Много ли человеку надо». Одновременно Любимов начал преподавать в Щукинском училище.
В это время в кино у Юрия Любимова работы было мало. Он всегда предпочитал театр, нежели съемочную площадку. Но все же основные киноработы пришлись на 50-е. Это фильмы «Белинский», «Прощай, Америка!», «Композитор Глинка», «Егор Булычов и другие», «Город зажигает огни», «Человек с планеты Земля».
В 1963 году режиссер поставил на сцене Щукинского училища спектакль «Добрый человек из Сезуана». Актеры были подобраны из числа студентов. И постановка была поистине выдающейся в то время. Во время политической «оттепели» пьесу могли спокойно закрыть, но помешали этому влиятельные люди.
Любимову предложили встать у руля Театра драмы и комедии. Он находился на Таганской площади и вел жалкое существование. За работу Юрий Петрович принялся активно, смог добиться изменения репертуара и труппы из актеров-студентов Щуки. В итоге на сцене театра, который назвали «театр на Таганке», поставили первый спектакль «Добрый человек из Сезуана» 23 апреля 1964 года.
Это моя свобода. Юрий Любимов Довольно быстро театр стал одним из ведущих в столице. Сначала здесь, в основном, ставили драматические спектакли, потом начали обращаться к классике и произведениям современников.
Успешной была работа Юрия Любимова и в оперном театре, где он значился режиссером. Первый опыт – постановка оперы «Под жарким солнцем любви» Луиджи Ноно. Ее сыграли в 1975 году на сцене итальянской «Ла Скалы». В 1979 году там же поставили «Бориса Годунова», а через два года «Хованщину».
Юные годы
Рождение актера произошло в купеческой семье, его отец владел магазином. Этот предприимчивый человек слыл истинным барином, который не любил себе в чем-либо отказывать, ему была присуща любовь к красивым и дорогим вещам. Торговал он преимущественно различными соленьями, и эта деятельность сделала его по тем временам зажиточным человеком. Юрий Петрович на четверть имел цыганскую кровь, переданную ему его дедом. Мать Любимова была интеллигентной женщиной, имевшей педагогическое образование, и по этой причине посвятившая свою жизнь преподавательской сфере.
Родным городом для Юрия Петровича был Ярославль, но в скором времени его семье удалось перебраться в столицу, где, будучи еще ребенком, ему пришлось наблюдать весьма трагическую картину – его родителей подвергли аресту. Виной всему послужило щегольство его отца, в доме которого находилось немало вещей роскоши, а также огромная, многотомная библиотека.
Юрий Любимов в молодости
Его погубил дерзкий нрав, и поэтому все имущество, находящееся в его распоряжении и представлявшее какую-либо ценность, было конфисковано. Так однажды отец Любимова потерял все то, что собирал длительные годы. Юрий фактически оказался предан самому себе, и это в будущем отразилось на его предпочтениях в том, чему он желает посвятить свою дальнейшую жизнь, что, впрочем, повлекло исключительно положительный эффект.
Однако спустя непродолжительный промежуток времени мать Юрия выпустили, и она смогла вернуться к своим трем детям. У Любимова был старший брат Давид и сестра Наташа, горячо им любимые. Все они, закаленные временами сурового НЭПа, мужественно снесли все испытания, какие только могли свалиться на их юные плечи. В этом помогла та сила духа, которая передалась им по наследству.
Зажиточная семья, членом которой был Юрий, не только дала ему возможность самообразования через чтение хорошей литературы, но и выработала в нем стойкость к всевозможным препонам судьбы.
Юрий Любимов на съемках фильма «Робинзон Крузо»
Юрий Петрович вырос буквально на улице, где передряги происходили практически ежедневно, но выработанный годами характер помог будущему актеру добиться уважения среди сверстников и детей немногим старше. Так за ним закрепилось уважение с их стороны, и впоследствии никто больше не смел, чинить с ним разборки. Это еще подкреплялось тем, что Любимов однажды пошел на улицу с пистолетом в руке, что сыграло свою роль.
Юрий Петровича в скором времени полностью поглотила учеба в московской студии, расположенной при Московском художественном театре. При обучении он проявлял явное трудолюбие, и уже спустя год на сцене в своем исполнении он представил первую эпизодическую роль.
Любимов в начале карьеры
С этого момента началась его актерская карьера, Любимова приглашали в разнообразные спектакли всевозможных тематик. Он с особым жаром брался за работу, потому что чувствовал, что именно на этой стезе он сможет найти себя. В будущем его интуиция не обманула. Так в дальнейшем он сыграл в картинах под названиями:
- «Человек с ружьем»;
- «Много шума из ничего»;
- «Принцесса Турандот» и т.д.
Лишение гражданства
Фильмы
В кино Юрий Любимов дебютировал в 1941 году. Артист появился на экране в роли Принца в картине «Цветные киноновеллы». В 1940-х актер снялся в десяти художественных фильмах, среди которых наиболее яркими оказались военная драма «Дни и ночи», комедия «Беспокойное хозяйство», драма «Голубые дороги» и культовая музыкальная комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки», где Любимову досталась роль Андрея.
Юрий Любимов в фильме «Кубанские казаки»
В 1950-е годы Юрий Любимов появился в восьми лентах, среди которых биографический фильм «Белинский», драма Александра Довженко «Прощай, Америка!», блестящий водевиль «На подмостках сцены» и киноповесть «Город зажигает огни». Больше он в кино не снимался, сосредоточив силы на театре.
Возвращение. Новое творчество
Послевоенная деятельность в театре и кино
Демобилизация вновь привела его в 1946 году в труппу, в которой он начинал свое актерское ремесло. Театр имени Вахтангова вновь раскрыл перед ним свои двери, и Юрий Петрович целиком и полностью отдал себя неустанной работе, благодаря чему и получил достаточно быстро общенародное признание.
В 1951 году Юрия пригласили в постановку «Много шума из ничего», роль которая приносила актеру одно удовольствие. Во время работы над образом персонажа он сам не раз говорил, что для него были находкой те драматургические аспекты, какие он познал, участвуя в этой картине, потому как они ему глубоко интересны и близки.
Любимов за работой
За последующее десятилетие самыми значительными работами в области театра для Любимова стали такие постановки, как:
- «Два веронца» (1952 г.);
- «Чайка» (1954 г.);
- «Идиот» (1958 г.).
Смерть
Церемония прощания с режиссером и заслуженным педагогом прошла в театре им. Е. Вахтангова. Юрий Любимов был похоронен 8 октября 2014 года на Донском кладбище.
Личная жизнь
Личная жизнь Любимова с его второй женой окутана ореолом таинственности. Это была в некоторой степени загадочная любовь. В театре имени Вахтангова работали Галина и Лариса Пешковы, и обе были очаровательны настолько, что сам актер не смог первое время понять, в какую же женщину в действительности он влюблен, тем более что Галина составляла конкуренцию Людмиле Целиковской, которая была фавориткой Сталина.
Эта любовная история оказалась настолько запутанной благодаря приукрашиваниям коллег, что не имеет определенного финала.
Ю. Любимов с любимой супругой
Говорят, что некоторое время Любимов жил сразу с двумя, но, в конце концов, женился на одной из сестер, хотя в сердце дать себе определенный отчет в чувствах так и не смог.
Некоторое время назад Юрий был очарован Людмилой Целиковской. Пятнадцать лет бездетного гражданского брака моментально рухнули, так как Людмила не смогла терпеть рядом с собой появление еще одной женщины, ее чувство соперничества не позволило ей это принять.
Как только страсти улеглись, и наступило затишье, на горизонте появилась Каталина Кунц, венгерка по происхождению, совмещавшая журналистскую деятельность с работой переводчика. И тогда, в шестидесятилетнем возрасте, Любимов, наконец, был окружен уютом домашнего очага и чувствовал себя как в тихой гавани. Детей Любимов и его супруга завели гораздо позже. В 1979 году на свет появился их сын Петр. Со «своей Катей», как актер любил повторять, Юрий прожил до конца своих дней.
Сердцеед
Сердечные страсти всегда кипели вокруг нашего героя. На это прямо указывает его биография. Личная жизнь Юрия Любимого была предметом горячего обсуждения его современников. Известно, что в труппе театра Вахтангова было немало привлекательных актрис. Но сестры Пашковы – Галина и Лариса — считались исключительными красавицами. Будущий режиссер буквально разрывался между двумя очаровательными дамами. По слухам, некоторое время троица даже проживала под одной крышей.
Следующая пассия Юрия Петровича – Елена Корнилова – утверждает, что ее роман с Учителем длился 13 лет. Женщине приходилось делить его с гражданской женой – Людмилой Целиковской.Она вспоминает, что противиться обаянию Любимова было невозможно. Режиссер «Таганки» был потрясающе творческим человеком. Под его влиянием актеры день и ночь пропадали в театре. Елена также отмечает, что великому режиссеру нравились волевые женщины. Дамы с жестким и боевым характером неизменно завоевывали его внимание. Именно поэтому он так долго прожил с непревзойденной Целиковской.
Роковая Каталин
Многим хорошо известна биография Юрия Любимова. Личная жизнь этого успешного человека часто влияла на профессиональную. Это стало понятно тогда, когда в его судьбе появилась другая женщина. С Каталиной Кунц наш герой познакомился в далеком 1976 году. В это время его театр поехал на гастроли в Венгрию. Юрию Петровичу уже тогда уже исполнилось 59 лет, а его новой избраннице едва минуло 30. Разница в возрасте никого не смутила – между знаменитым русским режиссером и венгерской переводчицей вспыхнул бурный роман. В 1978 году пара узаконила свои отношения. Через год у них родился мальчик.
Биография Петра Любимова (сына Юрия Любимова) наглядно демонстрирует то, насколько сложно быть ребенком творческого человека. Парень получил прекрасное образование – ему выдали аттестат зрелости в Кембридже. Затем он окончил университет и после этого целый год прожил в Италии. У сына знаменитого режиссера была возможность построить собственную карьеру в строительном бизнесе, однако жизнь распорядилась иначе. Ради отца он бросил все и переехал в Москву. Вместе с матерью Петр стал работать в Театре на Таганке.
Каталину Кунц многие обвиняли во всех грехах. Якобы она посеяла раздор в труппе, установила диктатуру, начисто вышибла из театра творческую атмосферу. Возможно, эстетика «театра улиц» действительно пострадала. Однако сам Любимов только выиграл от методичности, принципиальности и преданности своей супруги.
Первый брак
Юрий Любимов, биография, личная жизнь которого рассматривается в этой статье, был личностью неординарной. Его называли человеком воли. Он не любил идти на поводу у обстоятельств, не пресмыкался перед сильными мира сего и тем не менее оставался при Советской власти успешным человеком. За сильный и независимый характер его очень любили женщины.
Впервые Юрий Петрович сочетался браком в середине 1940 годов. Он женился на балерине Ольгой Ковалевой. Это была необыкновенно красивая женщина. Вместе влюбленные выступали в ансамбле НКВД. Их отношения ни для кого не стали неожиданностью, потому что взаимное притяжение было видно невооруженным глазом. В 1949 году Ольга Евгеньевна подарила Любимову сына. Мальчика назвали Никитой. Однако супруги быстро охладели друг к другу. Ольга постоянно сидела дома с ребенком, тогда как ее успешный супруг все время пропадал на гастролях и съемках. В итоге она ушла к дирижеру Юрию Силантьеву. Женщина уехала в Абхазию и вскоре вышла замуж вторично.Такие сведения предлагает нам официальная биография. Дети Юрия Любимова не посрамили отцовскую фамилию и тоже стали творческими людьми. Например, старший сын Никита сделался литератором и даже писал пьесы для театра на Таганке. Он очень религиозный человек, регулярно посещает православный храм. У него есть жена и трое детей.
Режиссер и руководитель
Краткая биография Любимова Юрия Петровича не может охарактеризовать всю его личную и общественную жизнь. Ведь по-настоящему он нашел себя в режиссуре и руководстве одним из самых передовых театров страны – знаменитой «Таганки». Путь к вершине был долгим. Сначала, в 1953 году, наш герой сделался преподавателем в Театральном училище имени Щукина. Затем, в 1959 году, он поставил собственный спектакль «Много ли человеку надо» на сцене театра Вахтангова. Этот опыт подвиг его на посещение режиссерских курсов, которые вел Михаил Кедров. Ученик Станиславского рассказывал на своих семинарах о передовых веяньях в области театрального искусства. Не удивительно, что вслед за посещением этих лекций, в 1964 году, Юрий Петрович создал свою первую грандиозную театральную постановку. Она называлась «Добрый человек из Сезуана» и была осуществлена силами выпускников «Щуки» — училища при театре Вахтангова. К тому времени успешный актер и опытный преподаватель был назначен руководителем Московского драматического театра на Таганской улице, который сумел преобразовать в непокорную «Таганку». Современники Любимого утверждают, что он был одаренным пиарщиком. Каждую свою постановку режиссер умел сделать настоящим событием в культурной жизни столицы. Например, перед выходом «Доброго человека из Сезуана» был пущен слух, что после премьеры постановку непременно запретят. В результате народ повалил на спектакль толпами, и его успех был грандиозным. Лучшие ученики Юрия Петровича составили ядро труппы нового театра. На его подмостках стали блистать Владимир Высоцкий, Валерий Золотухин, Вениамин Смехов и многие другие. На долгие годы «Таганка» зарекомендовала себя как глоток свободы в темном царстве беспросветной цензуры.