В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Степанов.
В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем и фамилией: Степанов, Виктор.
Виктор Степанов | |
Имя при рождении: | Виктор Фёдорович Степанов |
Дата рождения: | 21 мая 1947(1947-05-21) |
Место рождения: | Северо-Курильск, Сахалинская область, РСФСР, СССР |
Дата смерти: | 26 декабря 2005(2005-12-26) (58 лет) |
Место смерти: | Киев, Украина |
Гражданство: | СССР СССР→Украина Украина |
Профессия: | актёр |
Награды: |
Ви́ктор Фёдорович Степа́нов
(21 мая 1947 — 26 декабря 2005, Киев) — советский, российский и украинский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1987). Народный артист России (1995)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[ источник не указан 2381 день ].
Из биографии Виктора Степанова
Виктор Степанов родился в 1947 году на Сахалине. Со временем семья переехала на материк, в Сердобск. Там Виктор окончил школу и поехал в Тамбов поступать в институт культуры. После его окончания работал во многих провинциальных театрах, исколесил всю страну: от Тамбова и Новгорода до Сахалина.
В начале 80-х бродячая актерская жизнь надоела. Устав от лицедейства, он решил пожить год-другой в деревне. Сначала просто наслаждался деревенской жизнью. Любил бродить по лесу, париться в баньке, участвовать в деревенских посиделках. Он даже пошел в сельскую школу преподавать историю, интерес к которой питал еще с юности.
Друзья говорят, что по натуре Степанов был бродягой. Ему все время хотелось новых ощущений и впечатлений. Какая-то определенная дикость натуры в нем присутствовала. Это была первобытность, первозданность и огромное мужское обаяние.
Приглашение в Москву на пробы
Открыл Виктора Степанова режиссер Александр Прошкин. Именно он отправил на пробы в Москву тогда никому не известного тамбовского актера, который принял как должное, приглашение режиссера сыграть главную роль в многосерийном фильме-эпопее «Михайло Ломоносов». Вообще он был всегда уверен, что роль великих русских мужиков: Ермака, Петра Великого, того же Михаила Васильевича — это его. Никто лучше сыграть не сможет. И оказался прав. Теперь они воспринимаются только в его исполнении.
Степанов абсолютно подходил на роль по мощи, по внешнему виду, по характеру. Весь образ Ломоносова-Степанова был придуман режиссером, ведь прижизненного портрета русского ученого не существовало. Всем известные портреты Ломоносова написаны уже после его смерти, по устным описаниям.
Степанов, приехавший в заносчивую Москву из провинциального Тамбова, для всех на площадке находил нужное слово, жест, шутку. Режиссер считал актера крупным человеком, не по объемам, а по каким-то человеческим амбициям, по отношению к жизни, по судьбе. Он шел в Москву издалека, почти как сам Ломоносов.
Соболезнования
«Он был очень открытым человеком — не закрытым, радостным, светлым и удивительно порядочным человеком». Вячеслав Гвоздков, актер, театральный режиссер
«Не знаю, как дальше Господь распорядится, я не зарекаюсь, но сегодня я свою жизнь вижу продолжением жизни Виктора Федоровича. Хочу сделать о нем фильм, хочу, чтобы люди его узнали. Ведь он был очень непубличным человеком, и настоящего его не знает никто. То есть теперь я буду служить его памяти…» Наталья Степанова, жена Степанова
Наташа — жена Виктора Федоровича
Наташа — ангел-хранитель Степанова, подарок судьбы. В пору их случайного знакомства он был уже известным актером, а она «хлопушкой». Так называют девушек, которые хлопают перед камерой специальной хлопушкой и кричат, например, «кадр 25, дубль второй». Актрисой она так и не станет, главные роли Наташа будет играть лишь в домашнем видео. Тогда, в 1987 году, режиссер велел девушке отнести актеру Виктору Степанову сценарий нового фильма. Это было в Киеве, сразу после премьеры фильма «Михайло Ломоносов».
Их история любви обычна. Случайное знакомство, затем встречи, уже не случайные, потом целомудренная дружба между маститым актером и молоденькой девушкой. В личной жизни Виктора Степанова уже был один брак в молодости, поэтому он осторожно вел себя с этой молодой и очень приятной девушкой. Но от судьбы не уйдешь. Его внезапное озарение — это она! Первое предложение руки и сердца Наташа отвергла, затем передумала. Как-то приехав из Киева в Питер к больному гриппом Виктору на очередные выходные дни, она обратно уже не уехала. Так началась совместная, почти 20-летняя жизнь, и совместная борьба за жизнь. Будучи на 20 лет моложе, она стала ему и подругой, и женой, и матерью, а затем, медсестрой и няней.
Признание театрального бомонда
После картины Александра Прошкина «Холодное лето 53-го», которую снимали в 1987 году, актера Виктора Степанова признал театральный бомонд. Его стали звать к себе знаменитые режиссеры: Гончаров в театр им. Маяковского, Ефремов во МХАТ, Плучик в театр сатиры.
Светскую жизнь Степанов не признавал, модные тусовки обходил стороной, его имени и отпечатка руки нет на мосфильмовской Аллее звезд. Величие актера было зафиксировано в бетоне на даче под Киевом, где он обосновался в середине 90-х годов. Друзья сделали ему собственную звездную аллею и расписались. Хоть и цементная получилась звезда, но зато, как в Голливуде. Степанов этой тропой с подписями друзей очень дорожил и запретил менять бетон на современную плитку.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Почётный гражданин Степанов Виктор Фёдорович Архивная копия от 11 мая 2021 на Wayback Machine, официальный сайт Администрации города Сердобска Пензенской области
- Блоки и Партии на Выборах в Государственную Думу 1999 года
- Кучма вручил орден российскому актёру Виктору Степанову
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 сентября 1987 года «О присвоении почётного звания «Заслуженный артист РСФСР» работникам театрального искусства»
Роль атамана Ермака
В конце 80-х Виктор Степанов на пробах победил самого Арнольда Шварценеггера. Американский супермен хотел сыграть покорителя Сибири — атамана Ермака, но на роль утвердили Степанова, который и без бодибилдинга был мощнее Шварценеггера во всем, что требовалось по роли: широкая душа, шальные глаза и неистовая удаль.
Во время съемок «Ермака» Наташа всегда была рядом с Виктором. Она везде сопровождала мужа. Наташина видеокамера ловила и рабочие моменты, и когда мужики под руководством Виктора Федоровича Степанова соображали на троих. Степанов был атаманом и по роли, и по жизни. Он единственный мог справиться с неуправляемой массовкой, где присутствовали люди с сомнительной репутацией, приехавшие подзаработать. Ему это легко удавалось. Он настолько вжился в роль, что даже ел и спал как его герой.
Степанов в роли атамана настолько поразил местных бийских казаков, что они произвели актера в генералы. Такое отношение к его работе, льстило артисту, к тому же сам он воспринимал казачество вполне серьезно.
Неудачное падение с лошади
В фильме атаман во многих эпизодах скачет на лошади. Обычно в фильмах, где есть скачки и гонки, основного артиста заменяют дублером. Крупный план должен играть сам актер, а в съемках погони — его дублер. Но Степанов наотрез отказался от дублера, не мог он допустить, чтобы истинного казака играл не он.
Лошадь неожиданно понесла, актер упал и повредил позвоночник. Это случилось осенью 1994 года. Тогда Степанов не мог и представить себе, что это падение в конечном итоге будет стоить ему жизни. Но в то время, казалось, что ничего страшного не произошло, многие на съемках падали с лошадей.
На «Ленфильме» до сих пор хранится актерская карточка Виктора Степанова, в ней не указано, что он владеет навыками верховой езды, но почему-то он сел в седло. Видимо не в его характере было осторожничать. Степанову «повезло», он пару дней отлежался в гостинице, затем встал. К врачам после падения не обращался, понадеялся на русский «авось пронесет».
Отрывок, характеризующий Степанов, Виктор Фёдорович
– Что вам угодно? Просьба?… – Qu’est ce que c’est? [Что это?] – спросил кто то из другой комнаты. – Encore un petitionnaire, [Еще один проситель,] – отвечал человек в помочах. – Скажите ему, что после. Сейчас выйдет, надо ехать. – После, после, завтра. Поздно… Ростов повернулся и хотел выйти, но человек в помочах остановил его. – От кого? Вы кто? – От майора Денисова, – отвечал Ростов. – Вы кто? офицер? – Поручик, граф Ростов. – Какая смелость! По команде подайте. А сами идите, идите… – И он стал надевать подаваемый камердинером мундир. Ростов вышел опять в сени и заметил, что на крыльце было уже много офицеров и генералов в полной парадной форме, мимо которых ему надо было пройти. Проклиная свою смелость, замирая от мысли, что всякую минуту он может встретить государя и при нем быть осрамлен и выслан под арест, понимая вполне всю неприличность своего поступка и раскаиваясь в нем, Ростов, опустив глаза, пробирался вон из дома, окруженного толпой блестящей свиты, когда чей то знакомый голос окликнул его и чья то рука остановила его. – Вы, батюшка, что тут делаете во фраке? – спросил его басистый голос. Это был кавалерийский генерал, в эту кампанию заслуживший особенную милость государя, бывший начальник дивизии, в которой служил Ростов. Ростов испуганно начал оправдываться, но увидав добродушно шутливое лицо генерала, отойдя к стороне, взволнованным голосом передал ему всё дело, прося заступиться за известного генералу Денисова. Генерал выслушав Ростова серьезно покачал головой. – Жалко, жалко молодца; давай письмо. Едва Ростов успел передать письмо и рассказать всё дело Денисова, как с лестницы застучали быстрые шаги со шпорами и генерал, отойдя от него, подвинулся к крыльцу. Господа свиты государя сбежали с лестницы и пошли к лошадям. Берейтор Эне, тот самый, который был в Аустерлице, подвел лошадь государя, и на лестнице послышался легкий скрип шагов, которые сейчас узнал Ростов. Забыв опасность быть узнанным, Ростов подвинулся с несколькими любопытными из жителей к самому крыльцу и опять, после двух лет, он увидал те же обожаемые им черты, то же лицо, тот же взгляд, ту же походку, то же соединение величия и кротости… И чувство восторга и любви к государю с прежнею силою воскресло в душе Ростова. Государь в Преображенском мундире, в белых лосинах и высоких ботфортах, с звездой, которую не знал Ростов (это была legion d’honneur) [звезда почетного легиона] вышел на крыльцо, держа шляпу под рукой и надевая перчатку. Он остановился, оглядываясь и всё освещая вокруг себя своим взглядом. Кое кому из генералов он сказал несколько слов. Он узнал тоже бывшего начальника дивизии Ростова, улыбнулся ему и подозвал его к себе. Вся свита отступила, и Ростов видел, как генерал этот что то довольно долго говорил государю. Государь сказал ему несколько слов и сделал шаг, чтобы подойти к лошади. Опять толпа свиты и толпа улицы, в которой был Ростов, придвинулись к государю. Остановившись у лошади и взявшись рукою за седло, государь обратился к кавалерийскому генералу и сказал громко, очевидно с желанием, чтобы все слышали его. – Не могу, генерал, и потому не могу, что закон сильнее меня, – сказал государь и занес ногу в стремя. Генерал почтительно наклонил голову, государь сел и поехал галопом по улице. Ростов, не помня себя от восторга, с толпою побежал за ним. На площади куда поехал государь, стояли лицом к лицу справа батальон преображенцев, слева батальон французской гвардии в медвежьих шапках. В то время как государь подъезжал к одному флангу баталионов, сделавших на караул, к противоположному флангу подскакивала другая толпа всадников и впереди их Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой. Он ехал галопом в маленькой шляпе, с Андреевской лентой через плечо, в раскрытом над белым камзолом синем мундире, на необыкновенно породистой арабской серой лошади, на малиновом, золотом шитом, чепраке. Подъехав к Александру, он приподнял шляпу и при этом движении кавалерийский глаз Ростова не мог не заметить, что Наполеон дурно и не твердо сидел на лошади. Батальоны закричали: Ура и Vive l’Empereur! [Да здравствует Император!] Наполеон что то сказал Александру. Оба императора слезли с лошадей и взяли друг друга за руки. На лице Наполеона была неприятно притворная улыбка. Александр с ласковым выражением что то говорил ему. Ростов не спуская глаз, несмотря на топтание лошадьми французских жандармов, осаживавших толпу, следил за каждым движением императора Александра и Бонапарте. Его, как неожиданность, поразило то, что Александр держал себя как равный с Бонапарте, и что Бонапарте совершенно свободно, как будто эта близость с государем естественна и привычна ему, как равный, обращался с русским царем. Александр и Наполеон с длинным хвостом свиты подошли к правому флангу Преображенского батальона, прямо на толпу, которая стояла тут. Толпа очутилась неожиданно так близко к императорам, что Ростову, стоявшему в передних рядах ее, стало страшно, как бы его не узнали. – Sire, je vous demande la permission de donner la legion d’honneur au plus brave de vos soldats, [Государь, я прошу у вас позволенья дать орден Почетного легиона храбрейшему из ваших солдат,] – сказал резкий, точный голос, договаривающий каждую букву. Это говорил малый ростом Бонапарте, снизу прямо глядя в глаза Александру. Александр внимательно слушал то, что ему говорили, и наклонив голову, приятно улыбнулся. – A celui qui s’est le plus vaillament conduit dans cette derieniere guerre, [Тому, кто храбрее всех показал себя во время войны,] – прибавил Наполеон, отчеканивая каждый слог, с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывая ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат, всё держащих на караул и неподвижно глядящих в лицо своего императора. – Votre majeste me permettra t elle de demander l’avis du colonel? [Ваше Величество позволит ли мне спросить мнение полковника?] – сказал Александр и сделал несколько поспешных шагов к князю Козловскому, командиру батальона. Бонапарте стал между тем снимать перчатку с белой, маленькой руки и разорвав ее, бросил. Адъютант, сзади торопливо бросившись вперед, поднял ее. – Кому дать? – не громко, по русски спросил император Александр у Козловского. – Кому прикажете, ваше величество? – Государь недовольно поморщился и, оглянувшись, сказал: – Да ведь надобно же отвечать ему. Козловский с решительным видом оглянулся на ряды и в этом взгляде захватил и Ростова. «Уж не меня ли?» подумал Ростов. – Лазарев! – нахмурившись прокомандовал полковник; и первый по ранжиру солдат, Лазарев, бойко вышел вперед. – Куда же ты? Тут стой! – зашептали голоса на Лазарева, не знавшего куда ему итти. Лазарев остановился, испуганно покосившись на полковника, и лицо его дрогнуло, как это бывает с солдатами, вызываемыми перед фронт. Наполеон чуть поворотил голову назад и отвел назад свою маленькую пухлую ручку, как будто желая взять что то. Лица его свиты, догадавшись в ту же секунду в чем дело, засуетились, зашептались, передавая что то один другому, и паж, тот самый, которого вчера видел Ростов у Бориса, выбежал вперед и почтительно наклонившись над протянутой рукой и не заставив ее дожидаться ни одной секунды, вложил в нее орден на красной ленте. Наполеон, не глядя, сжал два пальца. Орден очутился между ними. Наполеон подошел к Лазареву, который, выкатывая глаза, упорно продолжал смотреть только на своего государя, и оглянулся на императора Александра, показывая этим, что то, что он делал теперь, он делал для своего союзника. Маленькая белая рука с орденом дотронулась до пуговицы солдата Лазарева. Как будто Наполеон знал, что для того, чтобы навсегда этот солдат был счастлив, награжден и отличен от всех в мире, нужно было только, чтобы его, Наполеонова рука, удостоила дотронуться до груди солдата. Наполеон только прило жил крест к груди Лазарева и, пустив руку, обратился к Александру, как будто он знал, что крест должен прилипнуть к груди Лазарева. Крест действительно прилип.
Начало болезни
Весной 1995 года Степанов ломает шейку бедра. После сделанной операции, со вставленным железным штырем, он продолжает съемки, передвигаясь на коляске. Нужно было играть завершающие эпизоды в «Ермаке». В сцене, когда горит лес и Ермак гибнет, его дублер не вышел на съемку, и Степанову пришлось встать с коляски, чтобы не сорвать съемку. Фильм был снят. Но себя Виктор не спас, искусственный тазобедренный сустав сломался. Так началась вереница травм….
Страшно болели кости, но врачи не могли поставить диагноз, а серьезных обследований просто никто не предлагал сделать. Степанов продолжал сниматься в кино. Рубился на саблях, дрался, танцевал. Невозможно даже представить себе, чего ему стоили эти, казалось бы, простые движения. Никто не подозревал из его коллег артистов, что он, превозмогая боль, работает на площадке.
Последние роли актера
За 19 лет в кино фильмография Виктора Степанова включает более 70 картин и ролей, многие из них были проходными. Сначала Степанов зарабатывал на квартиру, потом на лечение. Актер считал, что профессионал должен постоянно тренироваться, и поэтому никогда не отказывался от ролей, и режиссеры ему никогда не отказывали. К основным можно отнести следующие проекты:
- «Егерь»;
- «Царевич Алексей»;
- «Сирано де Бержерак»;
- «Последнее дело Вареного»;
- «Ричард Львиное Сердце»;
- «Холодное лето пятьдесят третьего…»;
- «Дежа вю»;
- «Увидеть Париж и умереть».
Играл в телевизионных сериалах: «Михайло Ломоносов», «Ермак», «Сыщики», «Исцеление любовью» и др.
Одной из последних работ актера Степанова станет роль управляющего Аверки в сериале Александра Прошкина «Доктор Живаго». Виктор ходил с трудом. Работа на съемках была подвигом. Актер едва передвигался и понимал, что дни его сочтены, тем не менее, строил планы на жизнь. Он был не венчан с женой и настаивал, чтобы знакомый батюшка их обвенчал. Но был Рождественский пост, в это время не венчают. Батюшка предложил произвести обряд на Рождество, прийти домой и обвенчать. На что Степанов ответил: «Я постараюсь дожить». Это обещание было единственным, которое он не исполнил.
В последней своей картине «Присяжный поверенный» он уже не ходил. Съемочная группа носила актера на руках в буквальном смысле. Перед камерой Степанов преображался, он становился царским генералом. Это было осенью 2005 года, за три месяца до его ухода.
20 декабря 2005 года артист с женой сели в купе поезда Москва-Киев. Они ехали домой. После очередного курса лечения ему стало лучше. Он очень рад был, что едет домой. Они ехали в Киев. Ехали жить. Через пять дней Виктора Степанова не стало. Из кино ушел последний русский мужик. Могила Виктора Степанова находится на кладбище Берковцы в городе Киеве.
Линия жизни
21 мая 1947 г. Дата рождения Виктора Федоровича Степанова. 1972 г. Окончание факультета режиссуры народного театра в Тамбовском филиале Московского института культуры. 1972-1974 гг. Работа в Тамбовском театре им. Луначарского. 1974-1979 гг. Работа в Южно-Сахалинском драматическом театре им. Чехова. 1980 г. Работа в Тамбовском театре им. Луначарского. 1981-1982 гг. Работа в Новгородском драматическом театре. 1982-1991 гг. Работа в Тамбовском театре им. Луначарского. 1984 г. Первая роль Степанова в кино в фильме «Иван Павлов. Поиск истины». 1986 г. Главная роль Степанова в фильме «Ломоносов». 1987 г. Выход фильма со Степановым «Холодное лето пятьдесят третьего», получение звания заслуженного артиста РСФСР. 1991-1992 г. Работа в Санкт-Петербургском театре «Балтийский дом». 1992 г. Знакомство с будущей женой Степанова, Натальей, переезд в Киев. 1996 г. Главная роль Степанова в сериале «Ермак». январь 1999 г. Регистрация брака с Натальей Степановой. 2002 г. Получение ордена «За заслуги» III степени. 26 декабря 2005 г. Дата смерти Степанова. 28 декабря 2005 г. Похороны Степанова.